В русской культуре небольшая по объёму повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» занимает особое, неоценимое по значимости место. Величие этого произведения подтверждено афоризмом, автором которого считается Достоевский: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Действительно, философский смысл повести и её гуманистический пафос неисчерпаемы, она породила новое направление в мировой литературе. Это тем более удивительно, что даже тщательнейшее изучение характеристики образа Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя книги, не даст ни малейшего повода увидеть в нём что-то уникальное, яркое, выдающееся.
Содержание
Начало пути
Мир словно не ждал появления младенца Башмачкина на свет. Выбрать для него имя заранее никто не позаботился. А поиск по святцам привёл к таким забавным результатам, что ребёнка решили окрестить по отцу — Акакием. Не самое благозвучное имя, но родитель с таким прожил, проживёт и сын.
Внешний вид
Описывая своего персонажа, Николай Васильевич подчёркивает неопределённость облика героя: не рыжий и рябой, а «несколько рыжеват», «несколько рябоват». Нет ни одного окончательно завершённого, явно выраженного качества. Во всём какая-то размытость, незаконченность. Низенький рост и неказистая фигура не прибавляют привлекательности Акакию Акакиевичу.
Служба и быт
Умом и предприимчивостью Гоголь своего героя не наделил. Башмачкин — рядовой переписчик в небольшом департаменте. Сослуживцы замечают пожилого коллегу, лишь когда хотят повеселиться: бумажки ему на голову насыпать, например. Кроткий и безобидный человек даже не пытается дать отпор хулиганам. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — эта фраза навсегда останется в памяти случайного участника «веселья» как напоминание о том, что нет ничего отвратительнее издевательств над слабым и беззащитным человеком.
Служба — важнейшая часть жизни Башмачкина. Помимо неё у него практически ничего нет. Он старателен и исполнителен, но ограниченность не даёт ему подняться чуть выше простой переписки. Даже небольшие перемены вызывают у Акакия Акакиевича тревогу, близкую к панике. Зато в кругу привычных обязанностей скромный переписчик чувствует себя уютно, его радует и процесс, и результат. Даже домашний досуг он проводит за перепиской, любуясь округло выведенными буквами, изящными завитушками, ровными строками.
Быт чиновника скромен. В одежде, мебели, еде он довольствуется только необходимым и никогда не задумывался об улучшении своего положения. Башмачкин словно заперт в рамках убогого полунищенского существования и не стремится что-то изменить.
Шинель
Вконец истрепавшаяся шинель пробивает брешь в представлении Акакия Акакиевича о мире. Никогда ещё перемены в его жизни не были так радикальны. Тусклое существование титулярного советника вдруг озаряется лучезарной мечтой. Шинель для Башмачкина — возможность перехода на другой уровень бытия, где живут уверенные в себе, имеющие разнообразные интересы люди. Пойдя на небывалые жертвы, Акакий Акакиевич приобретает этот пропуск в новую жизнь.
Поначалу всё складывается примерно так, как герой мечтал. Обнову замечают, расхваливают. Неприметный Башмачкин на какое-то время становится центром благожелательного внимания. Его приглашают на вечеринку. Он пробегает несколько метров за незнакомой дамой. В новой шинели Акакий Акакиевич чувствует себя человеком, ощущает своё равенство с другими, право на радости, доступные прочим.
К сожалению, уже в начале вечера стало ясно, что шинель не преобразила тихоню-переписчика. Ему не о чем говорить с сослуживцами. Их шутки непонятны, разговоры незанимательны. Потихоньку покидая сборище, Башмачкин видит свою шинель на полу. Она упала с вешалки, словно тоже никому здесь не нужна.
Смерть и посмертное существование
Лишившись шинели, Акакий Акакиевич ещё не может поверить, что вновь обречён на прежнюю скудную, лишённую смысла и мечты жизнь. Но «одно значительное лицо» невольно укрепило его в этом убеждении. На приёме у него Башмачкин в полной мере ощутил своё бесправие, незначительность, ничтожность. И без того боязливому человеку словно указали, что люди, подобные ему не вправе желать лучшего. Их удел — всегда пребывать в убожестве. Растерянный, простывший, раздавленный морально, герой возвращается в своё мрачное жилище, чтобы умереть, проклиная в предсмертном бреду несправедливый мир и персонально «значительное лицо».
Финал повести фантастичен. Автор увенчал «Шинель» жутким видением: призрак снимает шинели и шубы с богачей. Неприметный физический облик, убогий быт, ограниченность, неразвитость человека не должны лишать его в глазах окружающих права на достоинство. Какой бы маленькой, скромной, робкой, неразвитой не была при жизни душа Башмачкина, но она была. Не способный к высоким помыслам или сильным чувствам внутренний мир Акакия Акакиевича был полон переживаниями и мечтами, особыми, непонятными или ничтожными для других, но важными для него. И утратив свою земную жалкую оболочку, эта душа предстала в своём грозном величии.
Вывод
«Петербург остался без Акакия Акакиевича», — пишет Гоголь. Царственный город не заметил потери человека, который во всю жизнь никого не обидел, никому не доставил неудобств или неприятностей. Уже за одно это стоило пролить над гробом несколько слезинок или постоять в печали над могилой. Умер человек, и кто-то должен был оплакать его безвременный уход. Величайший гуманистический пафос произведения Гоголя заключён в обнаружении этой страшной несправедливости. Мир не замечает таких людей, их жалкого существования, их маленьких трагедий, их смерти. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» служит напоминанием о том, что в каждом из живущих рядом с нами надо видеть человека.
Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.