Главный женский персонаж романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Аксинья Астахова — не просто один из самых трагических женских персонажей в истории русской литературы на протяжении всех этапов её существования. Это — пронзительно трагический персонаж. Потому характеристика образа Аксиньи — это невольное перечисление множества бед и несчастий, которые, казалось бы, не могут выпасть на долю отдельно взятого человека. Но автор показывает читателю, что, увы, в жизни (а роман-эпопея Шолохова — реалистическое произведение) возможно всякое, в том числе — и такое.
Содержание
Ранние годы
Жизнь Аксиньи, по большому счёту, пошла под откос, когда девушке было всего 16 лет. Над ней надругался собственный отец, за что был убит супругой и сыном, братом Аксиньи. Брак со Степаном Астаховым был не по любви: девушка просто подчинилась матери. Жизнь с мужем не принесла счастья: Степан избил жену после первой брачной ночи, а далее началась череда побоев, издевательств и измен мужа. Забеременев, Аксинья надеялась на перемены к лучшему после рождения ребёнка, но малыш прожил недолго.
Внешность
Примечательно, что одна из самых ярких и самых колоритных героинь русской литературы не удостоилась от автора подробного описания своей внешности в тексте романа. Представление о внешнем облике Аксиньи читатель формирует на протяжении значительной части произведения, где автором вкраплены в текст «вспышки» с короткими характеристиками черт героини. И читатель узнаёт, что она — плотного телосложения, черноглаза, с полными губами. То есть — идеал женской красоты в представлении донских казаков.
Шолохов даёт описание Аксиньи в динамике. Может быть, потому он и отказался от однократного полного описания героини. Внешность женщины меняется под воздействием пережитого ею: в волосах появляется «серебро», кожа тускнеет, взгляд лишается задоринки, её сменяет усталость.
Аксинья и Григорий Мелехов
Аксинья — человек с колоссальной жаждой любви. Она больше всего на свете жаждет принять искренние чувства другого человека и дать ему свои нерастраченные чувства. И по этой причине ответом на страсть Григория Мелехова становится такая же испепеляющая страсть с её стороны. Долгожданное чувство настоящей любви оказалось настолько сильным, что молодая женщина не побоялась откровенно рассказать о своих отношениях с Григорием супругу, прекрасно понимая, что ответом с его стороны будет сильнейшее избиение. Аксинья даёт мощнейший отпор отцу Григория, Пантелею Прокофьевичу, пытавшемуся, как говориться, учить её жизни и «поставить на место».
«Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — говорит она Григорию Мелехову, когда их чувства только зарождаются. И происходит именно так.
Отношения Аксиньи и Григория — страстные, наполненные одновременно и райским блаженством, и самыми страшными муками преисподней. Правда, страсти, радости и блаженства в жизни двух литературных персонажей значительно меньше, чем мучений и испытаний.
Светлые периоды очень недолги. Это — начало отношений, когда страсть неистово бурлила и думать о будущем просто не хотелось, точнее, просто не думалось. Это — жизнь в имении Листницких, рождение дочери и, казалось бы, обретение долгожданного семейного счастья. И — ближе к финалу романа — новая встреча с Григорием, надежда на счастье, всё-таки обретённое после очень длительного периода мук и боли. Но после каждого «просвета» следует долгая полоса мрака и беспросветности. Сначала Григорий по настоянию родителей женится на Наталье. После почти идиллии в имении Листницких — очередная порция горя — одиночество, смерть дочери от скарлатины, домогательства Евгения Листницкого, которым измученная женщина не смогла противостоять. После новой встречи с Григорием, надежды на семейную жизнь с ним и его детьми, которым она после смерти Натальи стремилась заменить мать, — новая разлука. И вот — планы переезда на Кубань, надежда. Но шальная пуля поставила точку в мятущейся и тщетно искавшей семейного тепла и уюта жизни Аксиньи.
Вывод
Образ Аксиньи по своей трагичности достигает шекспировских и байроновских высот. Этот персонаж — один из самых колоритных и полнокровных женских персонажей в русской литературе. В литературе советского периода сложно найти более цельный и пронзительный образ. По степени трагичности к Аксинье приближаются разве что Комиссар из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Лариса из романа Пастернака «Доктор Живаго» и Матрёна из «Матрёниного двора» Александра Солженицына.
Среди шолоховских персонажей нельзя не упомянуть Андрея Соколова из «Судьбы человека». В этом персонаже Шолохов как бы объединил трагедии Аксиньи и Григория: персонаж, как Аксинья, проходит через череду страданий и потерь, и, как Григорий, в финале обретает своего рода связующую ниточку с миром живых, ответ на вопрос о смысле жизни в опекаемом им мальчике.
Характеристика образа Аксиньи Астаховой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.