Актёр — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»


Действие пьесы Максима Горького «На дне» происходит в ночлежке для бездомных. Здесь можно встретить людей из самых разных социальных слоёв. В этом пёстром сообществе Актёр представляет тех, кого можно назвать творческой элитой. Этот нервный, слабохарактерный, ведомый человек не имеет собственных устоявшихся, проверенных опытом взглядов на жизнь. Характеристика образа Актёра служит своеобразной иллюстрацией философского спора, ведущегося с момента появления Луки в ночлежке.

Жизнь в ночлежке

Актёру около 40 лет. Имя его в пьесе ни разу не звучит. Лишь однажды, уже после появления Луки, он припоминает свой сценический псевдоним. Как и Барон, оказавшись «на дне», бывший артист утрачивает всё: призвание, положение, дом, близких, самого себя и своё имя. Герой очень много пьёт. Пьянство сильно сказалось на его здоровье, о чём он периодически сообщает с какой-то наивной гордостью. Складывается ощущение, что персонаж по-театральному преувеличенно гордится степенью своего падения. Ночлежники, однако, не испытывают к нему никакого почтения. Не успевает Актёр, пробудившись утром, вступить в общий разговор, как Сатин обзывает его болваном, другие требуют, чтобы он прибрал в общей комнате, хотя очередь не его. Жалобы на плохое здоровье («вредно дышать пылью», «мой организм отравлен алкоголем») сочувствия не вызывают.

Живёт спившийся артист в подвале уже давно, все успели хорошо его узнать, и он мало интересен жителям ночлежки. Никто не замечает, если Актёр посреди разговора вдруг, задумавшись, замолкает. Никто не слушает, когда он припоминает эпизоды из своего театрального прошлого. Он словно ведёт диалог с самим собой. Реплики его до появления Луки бессвязны и отрывочны, часто представляют собой заезженные цитаты из классических пьес («Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!..»). Нельзя не заметить, что Актёр — добрый человек. Это он отводит больную Анну в сени, где свежий воздух и не так шумно, усаживает её поудобнее, закутывает потеплее.

Актёр и Лука


Неудивительно, что такой жалкий, слабый человек привлёк внимание Луки и сам потянулся к странствующему искателю веры. Актёру нужна поддержка, необходимо чьё-то живое участие. Рядом с Лукой герой преображается, словно расцветает. Даже жаловаться почти перестаёт. Доброжелательный Лука вызывает в Актёре искреннюю симпатию, желание чем-то порадовать странника. «Идем, старик… я тебе продекламирую куплеты…» — внезапно предлагает он. Так в драме появляется стихотворение Беранже.

Стихи Беранже — один из идейных центров пьесы. «Безумец», умеющий подарить человечеству «золотой сон», — без сомнения, метафорический портрет утешителя Луки. Дружелюбие, уважение, простота общения заставляют опустившегося ниже всякого предела пьяницу вспомнить, что в его памяти живут вдохновляющие строки о величии Человека, и когда-то он любил их. Уважительного отношения, доброты достаточно для того, чтобы Актёр почувствовал себя личностью и ощутил в душе искру, казалось бы, навек уснувшего таланта. Надо отметить, что пожилой странник вовсе не льстит спившемуся артисту, не приуменьшает его проблемы, ведь забыть самое дорогое, любимое — очень плохо, «в любимом — вся душа…»

Надежда и притча о праведной земле

Герой цепляется за возможность вернуть себя прежнего, вернуть душу, вновь услышать гром аплодисментов. Надежду на это ему даёт старик, пообещав назвать город, где есть больница, в которой исцеляют от алкоголизма. Именно это обещание, как и совет Пеплу уехать в Сибирь, как утешения для Насти суровый Клещ охарактеризовал так: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…» На самом деле, Актёр уже встал на путь, который мог бы вывести его из нынешнего состояния. Готовясь к лечению, он перестаёт пить, идёт подметать улицы, чтобы заработать на поездку в другой город. Приобретя привычку к трезвому и деятельному образу жизни, он со временем смог бы обойтись без помощи врачей. Лука сказал ему о больнице потому, что Актёр не поверил бы, что справится сам. Ему необходима была надежда на чудо со стороны.

История персонажа во многом совпадает с притчей о человеке, искавшем праведную землю. Герой притчи становится жертвой той же ошибки, которую совершил Актёр. Он искал край, где люди справедливы и милосердны, вместо того чтобы попытаться строить жизнь на таких нравственных основаниях уже сейчас. Актёр надеялся на больницу, где ему возвратят его самого, его талант, его призвание, в то время как мог сделать это сам.

Вывод


Образ Актёра необходим в пьесе М. Горького «На дне» как доказательство того, что «золотой сон» навеянный благородными безумцами, губителен для слабых душ. Он лишает их веры в собственные силы, во всемогущество Человека, в котором так уверен Сатин. Вопрос о правде, лжи, надежде на будущее, вере в себя, в судьбе горького пьяницы нашёл страшное практическое решение. Актёр поставил точку в дискуссии, которой заняты герои драмы.

Характеристика образа Актёра может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.