«Девушка пела в церковном хоре…» (А. А. Блок) — анализ стихотворения

Александр Александрович Блок — выдающийся русский поэт. На его долю выпало время революции. Блок пишет о любви, о своём родном Отечестве, о войне, революции.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» олицетворяет все переживания молодого поэта о судьбе страны. Блока волнует будущая судьба Родины, поэтому он считает, что, выражая свои мысли в стихотворной форме, ему удастся помочь своей стране.

История создания

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» автор написал в период Первой революции августа 1905 года. Ситуация была очень напряжённая, так как революционные волнения могли перерасти в гражданскую войну. Поэт до глубины души переживал за те перемены, которые испытывал народ России (расстрел рабочих, поражение русского флота), и передавал свои эмоции, рассказывая о происходящем.

Блок дружил с поэтом Андреем Белым, но часто у них бывали разногласия. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было написано во время очередного конфликта с другом. Недаром говорят, что спор рождает истину. Споря со своим другом по творческому цеху, Блок искал правду.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» по жанру — стансы. Поэтические строфы содержат завершённость мысли. Стансы передают грусть и задумчивость.

Направление, излюбленное для Блока, — младосимволизм, но поэт индивидуализировал и скорректировал некоторые черты этого направления. А. Блок создаёт собственную систему символов, благодаря которой он стремился в своих стихах к прекрасному идеалу. Постепенно поэту становятся не чужды социальность с революционностью, что уже начинает проявляться данным стихотворением.

Несколько слов о стихотворном размере: это четырёхударный дольник с присутствием односложных и двусложных интервалов между ударениями. Рифмовка стихотворения — перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифм.

Композиция

Раскрывая композиционное построение, следует внимательно рассмотреть каждую строфу произведения. Стихотворение состоит из 4 строф с отдельными образами. Можно к каждому четверостишию подобрать заглавие, которое несёт определённый смысл:

  • молитва;
  • песня;
  • иллюзия;
  • осознание.

Всё стихотворение по развитию действия имеет две части, которые поэт создал, противопоставляя их друг другу. Первая часть — надежда на лучшее, а вторая часть — это настоящее, которое полностью противоположно тому свету, который струится с самого начала.

Читатель сначала слышит молитву, видя верующих, заполнивших Храм, а затем сталкивается с истиной, противоречащей вере и надежде на лучшее.

Образы и символы

Одним из центральных образов стихотворения является лирический герой. Это человек, посещающий Храм, видящий всё происходящее со стороны. Он ничем себя не проявляет, автор не описывает его черты характера, но читатели чувствуют его незримое присутствие.

Своё произведение Блок наполнил символами, которые передают настроение стихотворения, попутно помогают понять весь смысл стихотворения. О каждом из поэтических символов стоит поговорить отдельно.

  1. Девушка и белое платье символизируют надежду и чистоту. Автор выделяет яркую деталь: луч, белизна девичьего плеча и платья.
  2. Луч — это тоже символ, символ духа. Лирический герой, освещённый солнечным лучом, ощущает существенную связь земного и Бога, которую символизирует девушка:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

  1. Корабли являются символом веры в лучшее будущее.
  2. Купол расположен на самом верху, поэтому — это символ Бога, наблюдающего за всеми.

У Блока особенную роль в стихотворении играет звук, благодаря ему происходит передача характера и настроения всего повествования.

Читатель слышит звучание молитвы и пение девушки. Далее автор возвращает читателя к настоящей реальности:

…И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.

Изображение младенца не случайно. Ребёнок безгрешен, чист душой.

Темы

Александр Блок глубоко философичен, а разбираемое стихотворение — яркий этому пример. Поэт пишет не только о реальном, но и о неземном идеальном мире. Все основные поэтические образы соответствуют данному этапу поэзии Блока.

Следовательно, идеал, реальность, их противоречие — это то тематическое направление, которое звучит в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…».

Проблему Блок обозначил в человеческих потерях в войне и ожиданиях изменений к лучшему. И всё же автор сохраняет в произведении массу светлых тонов, чувство радости, хотя и вынужден смешать их с печалью и чувством скорби.

Идея

Основная мысль стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» звучит так: человеческая жизнь — важнее всего, поэтому стремление к светлому и чистому миру не должно доставаться такой высокой ценой. Если в этой жизни всё делается во благо человека, значит, именно люди и есть та главная ценность, которую следует беречь.

Средства выразительности

Блок использует в своей поэзии огромное количество выразительных средств различной направленности: стилистические фигуры, фонетические, лексические и синтаксические средства. Во всём стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» звучит следующий набор средств выразительности:

  • Антитеза. На её основе стихотворение делится на две композиционные и смысловые части (первая — это три начальные строфы, а вторая — последняя строфа).
  • Стихи изобилуют эпитетами: «чужой край», «белое платье», «светлая жизнь».
  • Текст содержит красивые метафоры: «белое платье пело», «пел голос».
  • Кроме всего прочего, автор активно использует в стихотворении единоначалие строк (анафору): «О всех…, О всех…, О всех».


Блок является мастером использования самых разнообразных средств выразительности, поэтому в его произведении можно встретить параллелизм и инверсию с многосоюзием.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *