«О, весна без конца и без краю…» (А. А. Блок) — анализ стихотворения

Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт, умевший передавать внутренние чувства лирического героя с помощью образов и состояний природы. Именно этот приём используется в стихотворении «О, весна без конца и без краю…».

История создания

Это стихотворение было написано Александром Александровичем в переломный период его жизни. С 1907 года его отношения с супругой Любовью Менделеевой были достаточно сложными. Жена уже не скрывала от Блока своё увлечение другим мужчиной — Андреем Белым.

В это же время Александр Блок начинает проявлять симпатию к Наталье Волоховой, однако продолжает мечтать о примирении с женой. В строках стихотворения «О, весна без конца и без краю…» он передаёт надежду на то, что она вернётся к нему. Поэт готов простить жене все обиды, если та снова будет любить его, как раньше.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» относится к лиро-эпическому жанру. Автор открывает читателю внутренний мир чувств и эмоций героя. Такой приём является главной чертой лирического произведения.

Черты эпического стихотворения проявляются в том, что лирический герой вспоминает о прошедших счастливых днях, об ушедшей любви.

Направление, в котором написано стихотворение — символизм.

Размер стихотворения — трёхстопный анапест.

Композиция

Стихотворение состоит из семи катренов, но ни один из них не может быть самостоятельным. Всё стихотворение является целостным. Его нельзя разделить на какие-либо отдельные части, оно представляет собой воспоминания и переживания лирического героя.

Образы и символы

Блок является знаменитым представителем литературного течения символизм, поэтому в данном стихотворении он активно использует различные образы, заключающие в себе особый смысл.

Образ лирического героя в стихотворении «О, весна без конца и без краю…» — это образ очень эмоционального, глубоко чувствующего человека, который хочет познать жизнь во всём её многообразии.

Центральным является образ весны, символизирующая счастливый период жизни. Весеннее настроение пронизывает всё стихотворение, и лирический герой уже предчувствует перемены, которые преподнесёт ему судьба.

Однако вместе с весной мы видим и образ щита. Этот атрибут ограждает лирического героя от перемен привычного образа жизни. С одной стороны, он готов приветствовать новое в жизни. С другой же, герой с опаской смотрит на перемены, так как не уверен в том, что они смогут положительно повлиять на его будущее, поэтому непроизвольно загораживается от них своим щитом.

В сочетании с предыдущими символами, автор вводит образ порога, символизирующий переход от старой жизни к новой. Герою необходимо выбрать один из двух вариантов: простить любимой, которая пришла к его порогу, её измену или же самому переступить порог в новое будущее.

Образ возлюбленной героя интересен тем, что поэт соотносит её плечи с щитом лирического героя: она больше не откроет их, потому что не доверяет возлюбленному. Героиня в стихотворении уподобляется Медузе Горгоне. В соответствии с мифами, это существо могло одним взглядом превратить человека в каменную статую. Для схожести образов, автор называет кудри героини змеиными. При этом внимание читателя обращается на холодные и сжатые губы гостьи. Благодаря характерным чертам, автору удаётся показать сходство между героиней и пугающим существом древних мифов.

Темы

В стихотворении «О, весна без конца и краю…» автор раскрывает темы, важные для каждого человека.

Центральная тема — любовь. Блок даёт понять, что любовь — это чувство, заставляющее человека принять все недостатки и плохие черты того, кого он любит. Лирический герой ждёт прихода весны, являющейся олицетворением его чувств. Уходящая зима становится символом разлуки с возлюбленной. В этот период герой чувствует обиду и холод. Но с приходом тепла его любовь расцветает, как почки на ветвях деревьев.

Также важным моментом является встреча героя с любимой женщиной, покинувшей его на долгое время. В этом эпизоде описывается масса разносторонних чувств, переполняющих его. Встретив девушку на пороге своего дома, он боится пойти ей на встречу, не доверяет возлюбленной и с опаской начинает восстанавливать прошлые отношения. Впереди их ждёт продолжительный путь примирения друг с другом.

В стихотворении можно заметить важную тему принятия. Это чувство относится не только к любви героя, он принимает весь окружающий его мир.

Идея

Основная мысль стихотворения заключается в том, что нужно ценить жизнь и принимать всё, что выпадает на долю человека, ведь только в этом случае можно чувствовать себя счастливым.

Лирический герой, несмотря на сложные отношения с любимой, на трудный период в своей жизни, начинает искать прекрасное в самых обычных вещах. Любовь возвращается к нему, и он не отталкивает её.

Средства выразительности

В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» содержится большое количество тропов. С их помощью поэт передаёт сильные и яркие чувства лирического героя.

Эпитеты используются для того, чтобы ярко описать события: «завесы тёмных окон», «пустынные веси», «холодные губы», «хмельная мечта», «воспалённые взоры», «бессонные споры», «с буйным ветром».

Гипербола ярко показывает важность весны в жизни лирического героя: «О, весна без конца и без краю — // Без конца и без краю мечта!»

Метафоры заключают в себе скрытые смыслы и идеи: «в змеиных кудрях», «в заколдованной области плача», «хмельная мечта», «приветствую звоном щита», «колодцы земных городов», «в тайне смеха — позорного нет».

Лирические обращения показывают, как герой относится к окружающему миру. Он чувствует, что природа — живое существо, которое слышит и понимает его: «О, весна…», «Узнаю тебя, жизнь!»

Антитезы помогают поэту показать разносторонность происходящих событий и явлений. Эти противопоставления ярко описывают то, что видит лирический герой: «в…области плача, в тайне смеха», «…пустынные веси! И колодцы пустых городов!».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *