Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Цветы последние милей…» очень небольшое, но отличается особым смыслом. К сожалению, при жизни Пушкина это произведение не было опубликовано, но спустя какое-то время оно обрело широкую известность.
Содержание
История создания
Стихотворение «Цветы последние милей…» Пушкин написал в 1825 году. Однако опубликовано оно было лишь в 1838 году в журнале «Современник». Это произведение входило в один из альбомов поэта. Первой стихотворение увидела Прасковья Александровна Осипова, с которой у Пушкина были доверительные отношения.
Пушкин дружил с Осиповой, хозяйкой поместья Тригорского. Она нередко дарила поэту цветы. Так, в один из осенних дней она подарила ему букет цветов, за который получила письмо благодарности. Им оказалось упомянутое стихотворение. Благодаря этому событию известна точная дата написания стихотворения — 16 октября 1825 года. При жизни Пушкина это произведение было известно узкому кругу лиц, но впоследствии обрело широкую известность.
Жанр, направление и размер
Стихотворение написано в жанре элегии. Это философское произведение представляет собой не простое описание осенней природы, но и психоэмоциональное изречение, в котором присутствует светлая грусть. Благодаря этой эмоции и образности изложения стихотворение относят к литературному направлению романтизм.
Построено произведение в виде четырёхстопного ямба. Автор использовал смешанный тип рифмовки.
Композиция
Композиция стихотворения «Цветы последние милей…» является одночастной, линейной. В произведении всего 6 строк. В качестве главного композиционного приёма использован образный параллелизм (например, «цветы последние» сопоставлены с «разлуки часом»).
В первых двух строках читатель видит сравнения осенних цветов с весенними. Автору милее осенние цветы, которые являются последним ярким напоминанием о красоте природы перед долгой и холодной зимой.
У этого сравнения есть и другой смысл. Считается, что автор провел аналогию между цветами и людьми. По мнению лирического героя, зрелость цениться выше, чем молодость, так как именно в зрелые годы человек начинает лучше понимать и ценить жизнь.
Затем автор отмечает, что мечтания, которые пробуждают осенние цветы довольно унылы, и старается спрятать свою тоску по ушедшей любви.
Образы и символы
Образ лирического героя стихотворения «Цветы последние милей…» отождествлён с автором. Читатель сопереживает герою, простившемуся с былой любовью. Образ осени символизирует разлуку.
Основным образом является образ осенних цветов, которые герою милее «роскошных первенцев полей».
Темы
Темы, освещённые в стихотворении:
- Тема молодости, её скоротечности. По мнению лирического героя, зрелая личность способна ценить жизнь гораздо больше, нежели молодой человек.
- Тема воображения. Фантазия человека способна принести ему не только радость, но и печаль. Тон повествования поэтому довольно меланхоличен.
Идея
Основная мысль стихотворения «Цветы последние милей…» тесно переплетается с тематикой. Автор путем использования образа цветов даёт почву для размышлений о молодости, её ветрености и скоротечности и о том, что мечты взрослого человека иногда повергают самого мечтателя в уныние.
Средства выразительности
В стихотворении Пушкин использовал следующие тропы:
- эпитеты — «сладкое свиданье», «роскошные первенцы», «унылые мечтанья»;
- сравнения — «цветы последние милей роскошных первенцев полей», «разлуки час живее сладкого свиданья»;
- олицетворение — «мечтанья пробуждают»;
- антитезы — «разлука» — «свиданье», «последние — первенцы».
Благодаря эти тропам даже такое небольшое произведение становится богатым на образные формы. С помощью средств выразительности поэт подчеркнул смысл, которым наделил это стихотворение.