«Любовь» (А. А. Ахматова) — анализ стихотворения

Любовь — чувство, пробуждающее в человеке вдохновение. Это то, что двигает на благие дела и свершения. Ахматова и любовь были надёжным спутниками на нелёгком жизненном пути поэтессы, любимые люди составляли всю её жизнь, творчество, душу. Стихотворение «Любовь» было одним из ранних произведений Анны Андреевны.

История создания

Стихотворение «Любовь» было написано в 1911 году. За год до этого молодые поэты Николай Гумилёв и Анна Ахматова обвенчались.

Ахматова была верна мужу, но особой романтики от любовного чувства она не испытывала. К тому же, супруг начал изменять когда-то любимой Анне. Таким образом, Ахматова стала писать о плохой и о хорошей сторонах прекрасного чувства.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к любовной лирике, написано в направлении символизма. Произведение входит в сборник, в котором содержатся стихотворения раннего периода творчества Ахматовой.

«Любовь» написана трёхстопным амфибрахием, излюбленным размером поэтессы.

Рифмовка стихотворения перекрёстная с мужской и женской рифмами. Поэтесса использует открытые наряду с закрытыми рифмами (скрипка — улыбка, рыдать — угадать).

Композиция

Стихотворение раскрывает любовь, как многогранное явление. Всё произведение можно разделить на три смысловые части — катрены:

  1. противоречивость любви;
  2. любовь живительна, но беспокойна;
  3. это чувство может стать жестоким.

По этой причине Ахматова утверждает, что никто на свете не сможет дать однозначного объяснения странному, но сильному чувству под названием «любовь».

Образы и символы

Всё, о чём говорит поэтесса своими строчками, представляется читателю необычным. Например, само чувство у Ахматовой одушевляется. Для объяснения поведения в любви поэтесса выбирает яркие символы змеи и голубка. Первый образ символизирует лукавство, а второй — мир с согласием. Эти два символа выполняют роль противопоставления:

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует…

Во втором катрене тоже присутствует символ — душистое растение левкой, способное запутать или стать в нужный момент надёжным проводником, даже наставником. Но поэтесса уверена, что левкой отдаляет путника в любовном путешествии от радости и покоя.

Третий катрен — это правдивый рассказ о любовном чувстве, которое делает двух влюблённых людей зависимыми друг от друга. Такая композиция даёт представление о том, какое это непостижимо сложное чувство, поглощающее всё, к чему прикасается.

Темы

Стихотворение раскрывает несколько тем:

  • Тема любви — главная из тем. Именно это чувство делает человека внимательным ко всему, что его окружает в мире. А сильное чувство вынуждено сделать человека другим, зрячим, чтобы он заметил свою половинку, данную ему судьбой.
  • Страх — это ещё одна из тем стихотворения. Появляющиеся чувства страшат героиню, всё возникает неожиданно, и женщина не знает, как на происходящее отреагирует её душа. А вдруг этот жар навсегда обожжёт, отпугнув ранимую женскую душу?! Действовать нужно с осторожностью. Ахматова в реальной жизни чутка и настороженна по отношению к чувству любви.
  • Фатализм у Ахматовой заставляет замечать возникшие чувства. От судьбы не уйдёшь, поэтому все чувства надо принять такими, какие они есть. Сопротивляться им бессмысленно.

Проблемы

Человек, читающий ахматовское произведение, без труда определит его проблемы.

Всегда присутствует выбор между слепым доверием и разумом. В нужный момент разумное решение сможет уберечь человека от опасности и опрометчивых шагов. Это одна из главных проблем стихотворения.

Природа любви выражается многогранностью, противоречивостью мира со множеством препятствий. Все барьеры, встающие на человеческом пути, необходимо преодолеть.

Основная идея

Есть ли смысловая концепция текста? Да, так как в нём скрыто восприятие любви Ахматовой и отношение к этому чувству тех, кто привык говорить о нём, как об отвлечённом понятии и чувстве, о котором любили писать романтики. Людям не хочется лукавить, притворяться, но они любят пострадать и помучиться вместе с влюблёнными героями очередного французского романа. При этом человеку не хочется, чтобы эти мучения коснулись его самого. Это составляет главное противоречие человека. Такая же противоречивая любовь. Она берёт в плен, угнетает, дарит жизнь, она запутывает, но делает путь лёгким и приятным. Человеческое существо бессильно перед любовным чувством. Ради любви многое разрушается и возрождается, люди уходят и возвращаются, чтобы не расставаться больше никогда.

Средства художественной выразительности

Анна Андреевна Ахматова использует для своего стихотворения такие тропы, благодаря которым произведение обретает свою душу, становится изысканным и необычным:

  • Олицетворение: «змейкой, свернувшись… колдует», «голубком на белом окошке воркует».
  • Олицетворением является всё второе четверостишие, в котором любовь непостоянна, но с этим приходится мириться влюблённому человеку.
  • Оксюморон: «сладко рыдать». Слёзы, рождающиеся от любви, всегда честные, целительные, бескорыстные.
  • Эпитеты: «белое окошко», «незнакомая улыбка», «тоскующая скрипка».
  • Метафора: «молитва тоскующей скрипки». Звук этого музыкального инструмента передаёт тоску, страдание, одновременно исцеляя больную душу, проникая в самые потаённые её уголки.

Таким неоднозначным чувством видится любовь Анне Ахматовой. С ней нельзя спорить, так как она испытала именно так своё чувство: от полного неприятия до сильной влюблённости, от верности до измены, от приобретения до потери.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *