«Во всём мне хочется дойти…» (Б. Л. Пастернак) — анализ стихотворения

Тексты Бориса Леонидовича Пастернака дошли до современного читателя, его стихи читают до сих пор. Они отличаются глубиной и простотой. Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» поэт написал за 4 года до смерти.

История создания

Стихотворный текст «Во всём мне хочется дойти…» было опубликовано в сборнике поэта после того, как его не стало. Когда окончилась война, творчество Пастернака признали безыдейным, его стихи сжигали, роман, написанный Борисом Леонидовичем, не печатали. Все литераторы не принимали его как поэта современности. Поэт должен был говорить, поэтому его последующие стихи содержали целый сгусток чувств и переживаний. Он размышлял о сути человеческой жизни. Цветаева называла дар Бориса Леонидовича чудом.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» можно смело отнести к философской лирике, так как текст содержит размышления о жизни, о своём творческом пути. Пастернак испытал много потрясений: войну, революцию, притеснения со стороны властей. После такого он должен быть жестоким и сломленным, но всё же сохранил чуткость и красоту души, способность удивляться и восторгаться миром.

Стихотворение относится к литературному направлению реализм. Каждому человеку поэтическое слово должно донести правду и суть описываемых вещей. Произведение содержит некоторые символы, но ярко выраженных черт символизма в стихотворении нет.

Написан текст ямбом с четырьмя и двумя стопами, которые чередуются в стихотворении. Поэт использовал перекрёстную рифмовку, чередуя женскую и мужскую рифмы.

Композиция

Стихотворение содержит 10 строф, композиция считается последовательной. Смысловых частей — четыре:

Первые три строфы составляют 1-я часть. В ней заключена основная идея всего произведения. В этой части поэт делится с читателем своим стремлением, душевными переживаниями. Автор говорит о себе, как ему живётся, как он создаёт новые поэтические творения.

2-я часть — это следующие 3 строфы. Настрой возвышенный, он мечтает о великой способности доводить всё до конца, постигать суть всего. Здесь он говорит о человеческих страстях.

Дальнейшие три строфы составляют 3-ю часть произведения. В содержании этой части для поэта важно раскрытие своих мыслей о творчестве и о поэзии. Поэзия — это для него чудесный благоухающий сад, который он должен холить и лелеять. Вот откуда появились «дыханье роз» и «дыханье мяты». Стихотворение — это цель, к которой шёл поэт, это тетива лука: вот-вот готовы сорваться новые строки, чтобы родилось следующее стихотворение.

4-я часть состоит только из последней строфы, которая звучит, как вывод всему сказанному.

Образы и символы

  • Текст помогает читателю определиться с характером лирического героя. Он страстный, любит философствовать, ценит жизнь. Этот образ — образ самого поэта, это он рассуждает и повествует.
  • В воображении читателя возникает образ истины. Автор хочет дойти до сути, до основания и до причины, до самой середины.
  • Позже читатель прочтёт: «Я написал бы восемь строк // О свойствах страсти». Восьмёрка символизирует бесконечность, если её перевернуть. Это гармония и счастье. Автору хватит столько строк, он сможет в них рассказать о любви, страсти, о грехе и о погоне.
  • 3-я часть стихотворения — образ сада. Это идеальный мир, символ поющей от радости души. Поэт видит сад в своих стихах, там его мир с розами, с мятным дыханием. Его стихи созданы для того, чтобы привлекать, одурманивать своими ароматами и притягивать. Пастернак даже пытается показаться нескромным, когда сравнивает свои стихи с этюдами Шопена, ведь композитор вложил чудо жизни в каждое своё музыкальное произведение.
  • Последняя строфа — это создание ещё нескольких символов: лук со стрелами символизируют силу, постижение смысла и полноценной жизни.

Темы

Пастернак невероятно прост в подборе слов в своих текстах, он так же придерживается простоты и традиций в выборе тем. У него их три: природа, любовь, творчество. Стихотворение «Во всём мне хочется дойти …» не исключение. В нём поэт хочет сказать обо всём, отталкиваясь от поэзии, от того, кто её создаёт. Вопрос, который задаст себе автор: «Какую поэзию можно считать идеальной?» Получая на него ответ, читатель постигает важную суть — идеалы подходят не только для поэтического творчества, но и для любого дела. Такой философский подход помогает Пастернаку найти ответы на вопросы, которые человек будет задавать себе вечно.

Проблемы, настроение

У человека искусства всегда было много проблем, он пытался их разрешить, разрываясь между ними. Что предлагает поэт? Для него существует только решение одной проблемы: как экономить свои силы. Поэт призывает к умеренности во всём. Иногда он перестаёт себя контролировать, говоря, что нужно отдаваться порыву страсти.

Настроение в стихотворении изменчивое. Оно бывает очень спокойным, но вдруг становится возбуждённым.

Идея

Поэт убеждён в том, что нужно заниматься поиском правды, только тогда можно добиться успеха в любом деле. Только в этом случае можно выстроить идеальные отношения, написать идеальное стихотворение. Исходя из всего сказанного, основной мыслью стихотворения являются строки: «Во всём мне хочется дойти // До самой сути».

Средства выразительности

Пастернак употребил в своём стихотворном тексте такие тропы:

  • Гипербола («всей дрожью жилок цвели бы липы в них подряд».
  • Сравнение («я б разбивал стихи, как сад»).
  • Метафоры («дойти до сути», «нить судеб», «цвели гуськом», «сущность дней», «схватывая нить судеб», «дыханье роз»).
  • Эпитеты («сердечная смута», «протекшие дни»).
  • Анафора («в работе, в поисках…, в …смуте»), («до сущности, до … причины, до оснований, до корней, до сердцевины»).
  • Пастернак применил в данном тексте средства фонетики, чтобы стихотворение стало напевным (звук «т» — уверенное следование к намеченной цели; звуки «с» и «х» плетут своеобразные словесные кружева, придают дыханию лёгкость).

Благодаря этим средствам выразительности читатель ярко представляет, какие чувства переживает автор, как он откровенен.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *