«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (О. Э. Мандельштам) — анализ стихотворения

Произведения древнегреческого эпоса продолжают привлекать творцов прекрасного самых разных времён и народов. Осип Эмильевич Мандельштам обращается к гомеровскому произведению, чтобы проследить связь эпох. В искусстве очень часто перекликаются абсолютно разные времена.

История создания

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» написано в 1914 году. Опубликовано оно было в сборнике стихов Мандельштама «Камень», переизданном в 1916 году. Стихотворение заставляет читателей обратиться к «Илиаде». В этой эпической поэме подробно рассказывалось о войне с Троей, о предводителях каждого корабля ахейцев и о перечне всех кораблей, которых было 1186, и приведены все их названия. Мандельштам, будучи студентом филологии университета, изучал произведение древнегреческого поэта.

Почему Мандельштам решил обратиться к античной теме? Совершенно случайно поэт заметил обломок старинного корабля, что послужило поводом для создания данного стихотворения.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» — элегия. Автор от первого лица размышляет о любви, так как именно это чувство является главной движущей силой культуры и искусства. Лирический герой погружён в философские поиски.

Мандельштам — акмеист, а представители этого направления литературы обязательно обращают свои взоры к античности. Поэт дал своё определение акмеизма, как тоске по культуре мира с поиском вечных ценностей. Акмеисты заглядывали в своих произведениях в далёкое прошлое, приглашая для беседы таких творцов прошлого, как, например, Гомер.

Стихотворение Мандельштама содержит три строфы, написано оно шестистопным ямбом, имеет кольцевую рифмовку, чередование мужской с женской рифмами. Автор не стал использовать размер, который использовался в древнегреческой поэзии — гекзаметр. Поэт не подражает гомеровским образам, но ясно даёт понять, что «Илиада» повлияла и на русскую культуру.

Образы и символы

В стихотворении присутствует образ лирического героя. Мандельштам выбирает повествование от первого лица, чтобы приблизить своих читателей к лирическому герою для полного понимания его мыслей, переживаний.

Произведение наполнено целой группой морских образов, что сближает данное стихотворение с «Илиадой».

Образ Елены Прекрасной символизирует красоту и любовь. Её украл троянский царевич, а спартанский царь Менелай отправляется на спасение своей жены.

На головах царей поэт описывает божественную пену. Она — символ величия и силы. Цари получили одобрение свыше, будто от богов Греции: нужно спасать Елену.

Морские образы ещё не раз встретятся в стихотворении Мандельштама: парус, корабли, море, волны. Море бесконечно как поток мыслей лирического героя.

Образ моря является центральным, оно представляется живым существом, но диким, необузданным. Водная стихия понимает, что влюблённым нужно помочь.

Темы

В стихотворении автор говорит о любви, о связи времён, о человеческой природе. Это основные темы, над которыми размышляет поэт.

По мнению автора, любовь — движущая сила жизни. Она всемогуща, ради неё совершаются и благородные поступки, и убийства. Любовь — чувство, которое дано человеку. И никакому техническому прогрессу не победить это чувство. Поэтому античность, 19, 20 век вместе с современностью навечно будут связаны искусством, которое воспевает любовь.

Красивое, необычное по своему построению, стихотворение Мандельштама ещё долго будет привлекать просвещённые умы человечества. Совсем не важно будет любителям поэзии, в какую эпоху жил и творил автор стихотворных строк, кто он был по социальному происхождению. Те темы и проблемы, о которых он говорит, останутся навсегда вечными.

Проблемы

Как и в гомеровские времена проблемы остались те же: владение своими эмоциями; влияние на человека любви; на что он способен ради любви. Как и в прежние времена, любовь по-прежнему царит во всём мире, где бушуют страсти. Сильные чувства могут послужить поводом к созданию прекрасного, а могут развязать кровопролитную войну.

Идея

Смысл стихотворения в том, что мир без любви не может существовать.

Всё происходящее (война, море, искусство) подвластно сильному любовному чувству, которое лирического героя заставляет думать, захватывает в свой плен. Любовь дана каждому. Для кого-то она опасна, для кого-то является спасением. Любовь правит миром, её не избежать, но силы, которые человек получает от любви, стоит направить на созидание.

Средства выразительности

Стихотворение имеет много самых интересных, ярких средств выразительности:

  • Метафоричные словосочетания («поезд журавлиный», «море подходит»).
  • Эпитеты: «длинный выводок», «тугие паруса» (они означали, что уже пора выходить в море).
  • Сравнения: «как журавлиный клин»; а корабли у автора — «длинный выводок». Это сравнение появилось не случайно: раньше корабли, отправляясь в поход, выстраивались в виде клина.
  • Анафора (союз «и» повторяется).
  • Назывные предложения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *