«Нежнее нежного» (О. Э. Мандельштам) — анализ стихотворения

Осип Эмильевич Мандельштам — поэт Серебряного века. В его поэзии соединились несколько эпох и направлений. Поэт посвящает свои произведения описаниям пейзажа, лирическим отступлениям и философским размышлениям.

История создания

Стихотворение «Нежнее нежного…» написано в 1909 году, в 1913 году оно вошло в дебютный сборник Мандельштама «Камень». Стихотворение наполнено детской лиричностью героя, который только готовится стать взрослым человеком и немного боится этого. Мандельштам окончил своё обучение, посещает Францию, Швейцарию и Италию. В этот период он увлекается творчеством символистов, впервые сталкивается с философией, начинает её изучать. Поэт не проходит мимо политики и культуры, он влюбляется. По некоторым данным, Мандельштам сочинил своё стихотворение поэтессе Марине Цветаевой, но есть и другие предположения. Главным остаётся то, что восемнадцатилетний юноша влюблён, выражая восхищение своей любимой стихотворными строчками.

Встреча с известной поэтессой перевернула жизнь Осипа Мандельштама. Цветаева испытала к молодому поэту взаимные чувства, хотя признавалась, что отношения далее платонических не зашли. Юноша увидел в возлюбленной то, что было скрыто от многих. Сама Цветаева признавалась, что с теми эпитетами, которыми наградил её Мандельштам в своём стихотворении, она не была согласна. Поэтесса считала, что многое надумано влюблённым молодым человеком, поэтому частенько шутила над поэтом.

Жанр, направление, размер

Произведение Мандельштама можно смело отнести к любовной лирике. Текст содержит описание внешности и поведения девушки, которую любит поэт. Строки написаны с теплотой и нежностью.

Автор обожествляет женскую красоту, что свойственно символистам. Молодой Мандельштам находится на распутье литературных направлений, акмеизм и футуризм только заявляют о себе.

Текст содержит неравномерность чередования рифмовки и стоп. Размер стихотворения — ямб.

Ритм — меняющийся далее, а рифма вовсе исчезает. Стих приобретает свободный вид. Текст становится прерывистым, а лирический герой начинает волноваться, задыхаясь от любви. Послание становится нервным, сбивчивым, а значит, похожим на действительное признание влюблённого человека.

Композиция

Всё стихотворение разделено на две строфы, в первой восемь строк, во второй — девять.

Композиция стихотворения имеет линейный принцип.

Образы

Стихотворение «Нежнее нежного…» содержит образ лирического героя и образ его любимой. Обращая внимание на глаза, лицо, руки девушки, поэт рисует её словесный портрет.

Только потом он описывает её поведение и внутреннее состояние. Поэт не употребляет глаголы. Для него важнее существительные (предметы и образы) и определения, которые представят читателю героиню. Она нежна и неуловима, как будто снится лирическому герою.

Тема, проблема

Тема стихотворения — любовь и восхищение своей любимой. Герой представляет внешний облик, а далее передаёт движения, разговор, которые демонстрирует любимый образ. Девушка задумчива, она отстранена от лирического героя, она даже иногда не слышит то, о чём он ей говорит.

Единственная проблема, которую видно во всей этой ситуации, — недоступность той, которую лирический герой любит и боготворит. Он считает, что восхищаться своей возлюбленной можно только издалека: девушка печальна, а её мысли невероятно далеки.

Поэт говорит о надвигающейся катастрофе, поэтому его текст использует рефрен (повтор) «от неизбежного». С судьбой не поспоришь, всё уже заранее предрешено.

Смысл

Облик любимой стал для лирического героя уникальным и неповторимым. Поэт говорит о девушке нежными словами, подбирая такие, которые делают образ лёгким, как бы невесомым. Возлюбленная исключительна во всех смыслах, ею можно любоваться, наслаждаться голосом, угадывать её мысли.

Средства художественной выразительности

Мандельштам использует некоторые средства выразительности впервые:

  • Ассонанс (сначала стихотворение изобилует гласными «о» и «е», а к окончанию текста всё чаще появляется звук «и».
  • Эпитеты («пальцы рук неостывающих», «тихий звук неунывающих речей»).
  • Метафоры («неунывающих речей», «даль твоих речей»).
  • Устаревшая лексика («очи»).
  • Поэт использует повторение однокоренных слов («нежнее нежного», «белее белого»).
  • Олицетворение («неунывающих речей»).


Стихотворение невелико по объёму. Эти тропы занимают своё место, раскрывая смысл каждого слова и словосочетания. В произведении читатель сможет почувствовать не только искренность, но и робость. Герой боится чем-то невольно обидеть ту, которую боготворит.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *