Осип Эмильевич Мандельштам — поэт настроения. Ему всегда удавалось глубоко проникнуть в состояние лирического героя и добиться того, чтобы читатель смог относиться к герою произведения с пониманием, с симпатией.
Содержание
История создания
Мандельштам написал стихотворение «Вечер нежный. Сумрак важный…» в 1910 году, находясь в пригороде Берлина. Поэт описал море, на котором он побывал со своими друзьями студентами. Создание произведения пришлось на период обучения Мандельштама в Сорбонне. Есть предположение, что речь идёт о Средиземном море. Это вполне соответствует действительности, так как литераторы очень часто устраивали литературные поэтические вечера на морском побережье. В тексте мир для Мандельштама красив, он счастлив наслаждаться природой такой, какой он её видит сейчас. Ранний поэт перекликается с романтическими настроениями своих товарищей Позже Мандельштам станет глубоко думающим поэтом, размышляющим над многими философскими проблемами.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Вечер нежный. Сумрак важный…» — пейзажная лирика. Этот жанр не свойственен для литературного направления символизм, к которому тяготел в молодости Мандельштам.
Поэт стремился продемонстрировать читателю чёткость ударов морского прибоя, поэтому он использует четырёхстопный хорей, не используя пиррихий. Рифмовка перекрёстная, а рифма – женская точная: «важный — влажный». Только единожды автор решил применить неточную рифму слов «смешалось — радость».
Композиция
Композиционно стихотворение делится на три строфы.
- Первая строфа очень красивая, хотя читателю пришлось увидеть бушующее море. Наступают сумерки, несущие с собой темноту. Но трагичность ситуации сглаживается за счёт того, что на берегу моря лирический герой не один, а с товарищами. По этой причине герой испытывает наслаждение от шума морского прибоя.
- Вторая строфа повествует о влиянии окружающей среды на человека. В природе царят буря, темнота, хаос, а в человеке рождается радость.
- Третья строфа передаёт человеческие чувства и ощущения. Природа могущественна и подчиняет себе людей. Автор утверждает, что музыка, природа и человек прочно связаны между собой.
Образы и символы
Автор передаёт читателю образ бурного моря и влажного ветра. Эти образы символизировали у Мандельштама трудности с жизненными переменами. Изменения жизни грядут, но почему тогда поэт рисует другой образ — тёмного хаоса? Всё вокруг него исчезает. Автор рисует полное смешение добра со злом.
Главный символ всего стихотворения — свобода, она перекликается со стихией моря. Точно так же чувствует себя сам поэт, ведь для него распахнуты двери в литературу. Он свободно творит, создавая строку за строкой, объединяя их образами и общими идеями.
Темы
Таким образом, в стихотворении просматривается тема воздействия природы на человека, противоборство с бушующим морем. Хаос не подчиняется человеку, но его никто не боится, его пытаются приспособить, подстроить под себя. Но иногда природный хаос способен убаюкать, даже полностью поглотить. Об этом свидетельствуют глаголы, которые поэт применяет к хаосу: «одурманил, убаюкал».
Проблемы и настроение
В мире людей всегда много проблем, но важно все их решать. Некоторые преодолеваются совместными решениями и действиями. Некоторые человек способен преодолеть только личным воздействием на стихию. Чаще всего эта стихия его чувств и страстей, живущих внутри него.
Поэту, которому исполнилось всего 19 лет, удалось воссоздать в своём стихотворении прекрасную картину. Она имеет всё: живые яркие краски, запахи, звуки. Море дарит свободу молодым сердцам, свободу мысли и чувств. Почему это стало возможным? Молодого человека окружают его товарищи и единомышленники, они разделяют его взгляды, ощущают природу также, как и он. Поэт счастлив, поэтому рад заснуть убаюканный под «флейты, лютни и тимпаны».
Идея
Основная мысль стихотворения «Вечер нежный. Сумрак важный…» заключается в том, что человек является частью природы, но иногда достигается единение между ними, что радует человека. Поэт использует образы музыкальных инструментов, так как их разнообразие хорошо передаёт воздействие необузданности стихии на человека. Всё должно в мире взаимодействовать и существовать в гармонии.
Средства выразительности
Яркость с динамичностью достигается у Мандельштама благодаря самым разнообразным средствам выразительности. О каждом из них стоит поговорить:
- Эпитеты, которые иногда приобретают вид метафоричности («сумрак важный»). Откуда взялось такое слово? От важности, неспешности человеческих движений? Из-за точной рифмы со словом «влажный»? «Соленое покрывало» — эпитет, соединившийся с метафорой: разговор идёт о ветре, несущем в лицо морские соленые брызги.
- Инверсия («вечер нежный», «хаос тёмный», «хор огромный»).
- Метафора («в нас вошла слепая радость» употребляется поэтом совместно с эпитетом, олицетворяющим внезапные чувства.
- Синтаксический параллелизм (созвучно с ритмичным ударом волн о берег): «Гул за гулом. Вал за валом»; «Всё погасло. Все смешалось».
- Олицетворение («волны берегом хмелели») — извилистые движения волн стали для Мандельштама похожими на движения пьяного человека.