«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В. В. Маяковский) — анализ стихотворения

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», по утверждению исследователя творчества Маяковского А. Метченко, предвосхитило «главное направление дальнейшего развития поэзии: бесстрашный реализм в изображении настоящего и романтическую устремлённость в будущее».

История создания

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Маяковский написал летом (июнь – июль) 1920 года, отдыхая вместе с семейством Бриков. На даче в Пушкино вокруг было марево. Из-за этого поэт никак не мог взяться за работу. Однако в итоге привычка творить победила, и он создал стихотворение.

Это произведение за долгое время было первой работой, не принадлежащей к разряду «революционных» и «агитационных» творений Маяковского.

Жанр, направление и размер

Стихотворение является лирическим, так как полностью передает суть переживаний самого автора.

Литературное направление, к которому принадлежит это произведение — футуризм. Это новое модернистское движение позволило Маяковскому сделать революционные шаги в поэзии.

Стихи выстроены в лесенку для того, чтобы выделять значимые слова и фразы.

Композиция

Композиционно стихотворение «Необычайное приключение…» условно делится на 2 части:

  • 1 часть —изображение обычного (пейзаж, поэт за работой);
  • 2 часть — изображение необычного, фантастического (встреча и разговор поэта с солнцем).

Композиция стихотворения линейная. Все события происходят постепенно. Поэт сначала устал от летней жары, из-за чего разозлился на солнце.

Затем он зовёт солнце к себе на чай. При виде спустившегося с неба светила лирический герой паникует, но старается не показывать своей тревоги.

Вскоре он принимает странного гостя. Лирический герой находит общий язык с солнцем, и они приходят к общему выводу: им нужно «светить» миру «всегда» и «везде».

В гневе автор попросту не понимал, что солнце не является тунеядцем. Оно упорно работает, освещая Землю. Когда лирический герой признал свою ошибку, то задумался о том, чего стоит его труд. Осознав ценность действий солнца, лирический герой решил взять с него пример.

Образы и символы

В стихотворении «Необычайное приключение…» присутствует образ лирического героя, мастера литературного труда, который для автора сравним с солнцем, повседневным и одновременно возвышенным.

Образ солнца является в стихотворении символом неустанного труда во имя просвещения людей.

Маяковский представил также интересный поэтический образ «двустволки солнц», из одного ствола которой вырывается солнечный свет, а из другого — свет поэзии.

Темы

Темы стихотворения «Необычайное приключение…»:

  • Тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии. Солнце и поэт действуют сообща, сменяя друг друга.
  • Тема величия подлинно поэтического будничного труда, несущего истину и откровение.

Идея

Основная мысль стихотворения «Необычайное приключение…» заключается в умении брать на себя ответственность. Неважно за что: за жизнь или за полноценную работу. Куда важнее, чтобы отношение человека к любому из своих действий было серьёзным и взвешенным. В авторском случае под глаголом «светить» подразумевается писательская и творческая деятельность, при которой Маяковский берёт на себя ответственность «просвещать» людей, постоянно писать и сочинять.

Поэтически идею стихотворения Маяковский выразил в его последних словах: «…светить — // и никаких гвоздей! // Вот лозунг мой — // и солнца!»

Средства выразительности

В стихотворении «Необычайное приключение…» использовано множество эпитетов, которые соответствуют дерзкому стилю Маяковского: «дней последних», «акуловая гора», «странная ясь», «тупая сонница» и т. д.

Кроме того, поэт искусно использует метафоры («двустволка солнц», «корою крыш», «катилось лето», «жара плыла», «луч-шаги»), а также неологизмы («златолобо», «взорим», «вспоём», «занежен»).

Стихотворение наполнено немалым количеством восклицаний риторического плана (например: «…А вот идёшь — взялось идти, идёшь— и светишь в оба!»).

Присутствуют в нём и гиперболы: «солнца масса», «мир залить», «в сто сорок солнц закат пылал».

Кроме того, из-за выработанного навыка письма, у автора появился свой собственный стиль, в котором прямой порядок слов довольно большая редкость. Чаще всего Маяковский в предложениях использовал инверсии. Например, «в сто сорок солнц закат пылал» и др.

Посередине стихотворения присутствует прямое олицетворение солнца. Очеловечивая солнце, автор словно бы ведёт беседу с реальной личностью.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *