Так уж повелось в литературном мире, что нередко у писателей отрицательные персонажи получаются гораздо более яркими и колоритными, нежели персонажи положительные. Многие литераторы считают это опасной тенденцией и по-своему с нею борются. В частности характеристика образа Анатоля Курагина, одного из основных отрицательных персонажей романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» — наглядный пример того, как автор одного из величайших произведений русской литературы обходил в своём творчестве такой риск как более выгодное позиционирование негативных персонажей, нежели персонажей позитивных.
Содержание
Антагонист Пьера Безухова
Анатоль Курагин, как и протагонист романа-эпопеи, Пьер Безухов, появляется в произведении как человек, вернувшийся в Россию после длительного пребывания за границей (вероятно, в Париже), куда был отправлен своим отцом, князем Василием Курагиным, для получения воспитания и образования.
Если для Безухова возвращение в Россию стало начало периода метаний, исканий, мучительного самопознания, то Анатоль, как говорится, с места в карьер бросился во все тяжкие. Он искренне полагал, что единственной естественной для него формой существования являются всевозможные развлечения.
Если Пьер Безухов задумывается о том, насколько он может быть полезен другим людям, Отечеству, то Анатоль Курагин ни секунды не сомневается в том, что его родная стихия — беспрестанные кутежи. Он без зазрения совести тратит родительские деньги, по поводу чего сокрушается его отец, даже однажды упомянувший, что «шалости» сына обходятся «в сорок тысяч в год».
Стоит отметить, что в романе «Война и мир» вся семья Курагиных — средоточие негативных человеческих качеств: развратности, безнравственности, глупости, алчности. Например, безнравственность Анатоля и его сестры Элен видна в том, что их отношения рисковали перерасти в инцест, что опозорило бы семью (поэтому их отец решил, что Анатоль будет жить отдельно от семьи). Элен и Анатоль очень привлекательны внешне. В этом проявляется фирменный приём Льва Толстого при изображении им отрицательных персонажей. Большинство таких персонажей в произведениях писателя имеют весьма выигрышную внешность, которая должна усиливать у читателя негативное впечатление от вопиющего морального уродства.
Таков и Анатоль Курагин. Внешность он имеет очень приятную. Это высокий чернобровый красавец с большими красивыми глазами, но этим его достоинства и ограничиваются. Анатоль по причине скудоумия не может поддержать даже не особенно интеллектуальную светскую беседу. Но в то же время он — воплощение самовлюбленности и напыщенности.
Безвольный злодей
Анатоль Курагин относится к тому типу злодеев, для которых совершаемые жуткие поступки — не этапы на пути к достижению некоей жизненной цели. У Анатоля Курагина нет никакой личной сверхзадачи . Он для её наличия слишком убог, мелок и безволен. Этот персонаж плывёт по течению, то есть, по избранному им варианту течения.
Апогей мерзости Анатоля Курагина в романе — попытка соблазнить и совратить Наташу Ростову. Ему удалось влюбить в себя неопытную девушку, и едва ни дошло до трагедии. Курагин предлагал Ростовой совместный побег и тайное венчание. Притом, что сам был женат, но тщательно скрывал свой брак с некоей полькой.
Толстой более чем красноречиво дает понять читателю, что Анатоль Курагин — из тех персонажей-антагонистов, у которых превалирует инстинкт, животная природа, которых не скрыть никаким шармом, никакой внешней привлекательностью. Именно эту подноготную тонко подмечает старый князь Болконский в сцене сватовства Анатоля к княжне Мари Болконской, когда Курагин не видит ничего зазорного в браке с «уродливой богатой наследницей» исключительно ради денег.
Еще одна фирменная «фишка» Льва Толстого в описании им негативных персонажей — «потеря интереса» к ним на очень важных и критичных для них этапах бытования в произведении. Например, о военной службе Анатоля Курагина автор пишет очень мало, намекая на то, что юноша из влиятельной семьи, конечно же, неплохо устроился, но в его военной карьере нет ничего даже относительно примечательного. Даже нет описания участия персонажа в Бородинском сражении, где он был тяжело ранен.
Вывод
Однако образ Анатоля Курагина — всё-таки необычный образ негативного персонажа. Он выполняет в романе одну сверхзадачу. Точнее, автор заставляет своего персонажа выполнить её. Последняя сцена, в которой Курагин появляется в романе, — сцена в лазарете, когда тяжело раненный Андрей Болконский видит жалкого и рыдающего Курагина, которому отняли ногу. И Болконский, который ранее был очень зол на Анатоля из-за истории с Наташей Ростовой, видя его страдания, прощает его. Князь Андрей незадолго до ухода из земной жизни постигает таинство высшего прощения, причём, благодаря Курагину, как это ни парадоксально.
Характеристика образа Николая Ростова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.