В трагической истории Андрия, сына старого казацкого полковника, характер его отца, являющегося главным героем повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», проявляется полнее, обретает новые краски. А характеристика образа Андрия придаёт особую глубину основной мысли повести.
Содержание
Детство, бурса
В 12 лет Андрий вместе со старшим братом Остапом был отправлен в киевскую бурсу. Обеспеченные казаки посылали туда сыновей вовсе не для получения образования. Бурса была скорее ступенью социализации, своеобразной подготовкой к жизни в воинственном казачьем сообществе. Недаром Тарас считает, что окончившие учёбу сыновья вполне готовы к Запорожской Сечи. За годы обучения мальчишки привыкали к неписаным правилам товарищества, к жизни в обществе сверстников. Высшей добродетелью среди школяров почиталось молодецкое удальство: совершить лихую шалость, повеселиться и, по возможности, избежать наказания. А если не повезёт, то принять кару достойно, не выказав слабости и не выдав товарищей. Андрий был не хуже остальных, а от Остапа отличался разве что тем, что чаще выступал инициатором опасных забав и реже бывал наказан.
Умному и сообразительному подростку учёба давалась легко. Хотя бесполезность школьного образования была ему так же очевидна, как и Остапу, Андрий не противился общим требованиям, как его брат-бунтарь.
Уже в начале повести становится ясно, что Андрий наделен чувствительной, восприимчивой душой. Незадолго до окончания бурсы он полюбил в одиночестве бродить по киевским улицам, отдалился от компании бурсаков. Эмоционально юноша более развит, чем другие. Его тревожит предчувствие любви. Его душа словно ждёт перехода в новое состояние, которое, как он интуитивно понимает, изменит всю его жизнь. Дочка ковенского воеводы, рассмеявшаяся над его нелепым падением и перепачканным видом, сосредоточила на себе едва нарождающуюся потребность в любви. Красавица настолько завладела воображением парня, что он, отчаянно рискуя, проникает в охраняемый дом воеводы.
Сечь
Возвращение домой и последовавший вслед за этим отъезд в Сечь заслонили образ девушки иными впечатлениями. Андрий полностью предаётся новой увлекательной жизни. Начавшаяся война даёт Тарасу новый повод гордиться сыновьями. Оба они, по его словам, «добрые козаки». Однако, наблюдая за ними во время сражения, атаман отмечает преимущество хладнокровного мужества Остапа перед страстностью и самозабвением Андрия. Младший сын живёт чувством, легко поддаётся увлечениям и теряет голову. Он вдохновлён самой идеей защиты Родины и воспринимает битву с романтической стороны, «с головой погружаясь в музыку боя».
Любовь
Более сильные эмоции заставляют героя забыть о нравственном долге, об «узах товарищества». В отличие от товарищей-казаков, он способен к глубокой и сильной любви. Ослеплённый страстью, он переходит на сторону врага, сражается против отца и брата. Любовь Андрия — сильнейшее чувство, которое невозможно контролировать. Хотя женщина, как пишет автор, «в те суровые времена играла весьма жалкую роль», Андрий видит в ней не просто равного ему человека, но воплощение красоты, нравственный идеал и объект поклонения. Уходя от своих, Андрий идёт не за наградой или богатством, как это сделал бы предатель, не спасает свою жизнь. Он уходит в обреченный на гибель и разорение осаждённый город, потому что там умирает от голода его единственная любовь. И, примкнув к полякам, он не прячется от сражений, напротив, выезжает на поле битвы впереди других, осознавая, что ненависть бывших товарищей будет направлена прежде всего на него, как на предателя. Так что обвинения в трусости не имеют под собой никакой почвы.
Как шекспировский Ромео, готовый отказаться от своей семьи, молодой казак забывает о Родине, вере, отце, товарищах. Для Андрия и Ромео любовь — не предательство, а то единственное, что делает жизнь настоящей, что придаёт ей смысл. Для любви нет и не должно быть ни религиозных, ни географических, ни национальных границ. Андрий обогнал свое время, духовно он выше и сильнее своих современников. Он любит так, как в его времена человек еще не умел любить. И только в этом его беда.
Смерть
Тарас казнит младшего сына как предателя. Атаман без раздумий жертвует личным, индивидуальным общему делу, коллективным интересам. «Нет уз святее товарищества» — такова основная мысль повести, убедительно и вдохновляюще прозвучавшая в призывах Бульбы к войску. Поэтому седой полковник, не колеблясь, убивает сына и отказывает Остапу в просьбе похоронить брата. Бессмысленной, разрушительной стихии войны приносится в жертву юная чистая любовь — сила созидающая и украшающая мир. Андрий не произносит ни слова в ответ на упрёки отца не от страха или стыда. Ему нечего сказать отцу такого, что тот сумел бы понять. Но в этот страшный миг Андрий не предает то, что дороже всего – любовь. Он умирает с именем возлюбленной на устах. Лиричность описания гибели юноши доказывает, что чувства автора на его стороне.
Вывод
В образе Андрия раскрыта широта казачьей натуры, «решимость на дело неслыханное и невозможное для других». Кроме того, становится очевидной бесчеловечная жестокость мироустройства, когда человек вынужден совершать невозможный выбор между любовью и долгом.
Характеристика образа Андрия может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.