В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» автором представлена огромная галерея разнообразных персонажей. Некоторые — явно положительные, им симпатизирует автор, некоторые — отрицательные, совершающие неблаговидные поступки. Но есть и персонажи без ярко выраженной оценки автором их моральных качеств, но при этом необходимые для произведения, как бы «цементирующие» повествование. Именно такова характеристика образа Анны Павловны Шерер — хозяйки модного салона, где появляются все «сливки» петербургского общества. Именно в «салоне Анны Павловны Шерер» начинается действие романа-эпопеи.
Содержание
Собирательный образ
Анна Павловна Шерер — своего рода персонаж-фон, оттеняющий другие, более колоритные персонажи, позволяющие им выглядеть более «рельефно» и ярко.
Об Анне Шерер как о человеке известно, что она — сорокалетняя незамужняя женщина, фрейлина при императорском дворе, которая в большом фаворе у императрицы. Она очень хорошо образована, но при этом о ней нельзя сказать, что она — человек большого ума.
Лев Толстой изобразил Анну Шерер как собирательный образ, олицетворяющий столичный высший свет. Она и ведет себя соответственно. Её отношение к персонажам произведения — своего рода квинтэссенция отношения к ним света. Например, Андрей Болконский ей очень несимпатичен, но явно она этого не проявляет, поскольку Болконский — человек из влиятельного и богатого семейства, имеющего в свете очень хорошую репутацию. То есть, для Шерер, как и вообще для петербургского высшего света важна родовитость и репутация человека.
А вот предвзятое отношение хозяйки салона к Пьеру Безухову заметно, как говорится, невооруженным глазом. Особенно — в начале произведения, когда Безухов еще в статусе незаконнорожденного сына влиятельного вельможи.
Как и высший свет, Анна Павловна Шерер — олицетворение приспособленчества. Она настолько сжилась со свои салоном, он до такой степени стал делом её жизни, смыслом её существования в этом мире, что практически «растворилась» в собирающейся в салоне публике.
Человек без содержания
Анна Павловна Шерер интересна ещё и тем, что Лев Толстой вывел в своём произведении этот образ как человека, абсолютно не имеющего внутреннего содержания. Речь Шерер шаблонна и лишена яркости. Прочитав произведение, невозможно вспомнить ни одной фразы, сказанной этим персонажем. Впрочем, ни одной фразы Анна Павловны Шерер будет невозможно вспомнить, даже прочитав роман дважды.
Скорее всего, автор намеренно сделал персонаж неинтересным. Более интересен салон, где собирается цвет общества.
Впрочем, определенными личностными характеристиками Лев Толстой всё же наделяет свою героиню. Автор дает понять читателю, что она в первую очередь ценит статус человека в обществе, его родовитость, богатство. А человеческие качества, ум образованность не имеют для Анны Шерер ни малейшего значения, для неё важна оболочка человека, его «упаковка».
Она выведена в произведении вроде бы как человек с добрым характером, но за этой добротой просматриваются лицемерие и лживость. А сама доброта больше напускная, она — средство, используемое для вхождения в доверие к человеку.
В части романа-эпопеи, посвящённой событиям Отечественной войны 1812 года, салон Анны Павловны Шерер выведен автором в сатирически-гротескном ключе. Завсегдатаи салона, говорящие выспренние «патриотические» речи, в том числе и сама Анна Шерер, противопоставляются персонажам произведения, защищающим свою страну на поле боя. А салонная публика показана в самом что ни на есть негативном свете. Как люди, патриотизм которых — показной, ограничивающиеся декларативностью. А сама хозяйка салона, произносящая высокопарные, но бессодержательные и даже глупые псевдо-патриотические речи, выглядит весьма непривлекательно и даже карикатурно. Именно в эпизодах романа, происходящих в салоне во время Отечественной войны, раскрывается вся фальшивая суть светского общества.
Вывод
Образ Анны Павловны Шерер примечателен тем, что он — своего рода собирательный портрет высшего общества России начала XIX столетия. И сама эта женщина настолько фальшива и лишена индивидуальности, что невольно восхищаешься талантом и мастерством писателя, сумевшего настолько гениально описать, по сути, пустое место. Анна Шерер — хоть и человек, но по большому счету она — предмет мебели в своём салоне. Ведь неоднократно автор даёт понять, что без салона Шерер — ничто.
Исследователи творчества Льва Толстого считают, что прототипом Анна Шерер была Анна Тютчева — дочь великого русского поэта Фёдора Тютчева, фрейлина императрицы. Правда она в отличие от своего литературного воплощения была очень умна и талантлива. Оставила после себя прекрасно написанные и ценнейшие с точки зрения исторических сведений мемуары.
Характеристика образа Анны Павловны Шерер может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.