Полная характеристика образа Базарова невозможна без знания особенностей той эпохи, в которой жил главный герой романа И. Тургенева. Роман не исчерпывается только конфликтом «отцов» и «детей», хотя смена поколений — процесс болезненный, т. к. новое поколение всегда делает переоценку достижений поколения уходящего. При этом иногда многое положительное и достойное, что было выработано предшествующим поколением, просто утрачивается. Особенно усиливаются противоречия в период каких-то социальных потрясений. В России XIX века таким потрясением было восстание декабристов, а поколение, пришедшее ему на смену, называют «потерянным поколением», оно формировалось в годы николаевской реакции и уже не смогло воспринять высокие идеалы «отцов».
Содержание
Из истории создания романа
Автор в статье «По поводу ʼʼОтцов и детейʼʼ» писал, что образ Базарова возник у него после знакомства с молодым провинциальным врачом, в котором он увидел зарождавшуюся идеологию нигилизма. Хотя для либерального дворянина Тургенева не всё было понятно в мировоззрении молодого человека, но личность его произвела на писателя сильное впечатление. Он стал вникать в сущность теории нигилизма и даже начал писать дневник от лица своего будущего героя, чтобы понять его. Идеология нигилизма, по мнению Тургенева, ещё только утверждалась. Поэтому новый тип человека, появившийся во время социального перелома, ещё не совсем сформировался, а главное — не совсем понятен был и самому писателю. Автор не разделяет нигилистических убеждений Базарова и даже развенчивает их по ходу романа. Интересно признание Тургенева об отношении к образу Базарова, которое он выразил в письме к А. Фету: «Χοтел ли я οбρугать Базаροва или егο пρевοзнести? Я этοгο сам не знаю, ибο я не знаю, люблю ли я егο или ненавижу».
Происхождение
Евгений Базаров — сын простого военного лекаря, Василия Ивановича Базарова.
Мать, Арина Власьевна, была потомственной дворянкой, но дворянство передавалось детям только по линии отца. В романе Евгений Базаров представлен как демократ-разночинец. Именно «новый человек», демократ-разночинец, является главным объектом изображения в романе.
Его отзывы о дворянском сословии всегда пренебрежительны, и сам он не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери имеет дворянские корни. Базаров думал, что умеет говорить с мужиками, но они видели в нём барина и считали, что он в их жизни мало что понимает. А вот слуги Кирсановых чувствовали, что он свой, не барин, и привязались к нему.
Внешность Базарова
Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа, ещё относительно молод — ему около 30 лет. Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.
Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета и длинные жёсткие пальцы. Руки у него были большие и красные.
Твёрдая и стремительная походка, спокойный мужественный голос говорили о твёрдости характера, а тонкие губы — о скрытности.
Базаров не был франтом и к своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.
Характер и род занятий
Базаров — будущий врач, он учится на медицинском факультете университета. В начале романа писатель показывает его увлечённость естественными науками. Он приехал в гости к своему товарищу по университету Аркадию Кирсанову в поместье его отца, и здесь разворачивается основное действие романа. Находясь в гостях, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами…
Все считают Евгения Базарова очень умным молодым человеком, а Аркадий, который младше его на несколько лет, особенно восхищается его способностями, твёрдостью характера и убеждений, простотой в общении. Но иногда эта простота переходит в некоторую развязность, небрежность манер, но это в основном напускное, связанное с идеей нигилизма, которой в это время увлечён Базаров.
Его характер отличается решительностью, смелостью (он никогда не робел при разговоре с кем бы то ни было), умел пошутить, часто иронизировал над окружающими. Чувств своих он никогда никому не открывал, даже отцу, который его приобщил к профессии врача; всегда имел своё мнение и не признавал авторитетов. Иногда он мог быть надменным, особенно перед аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который считал его «гορдецοм, нахалοм, циниκοм, плебеем…»
Нигилизм Базарова
Нигилизм — своеобразная философия, ставящая под сомнение или полностью отрицающая ценности, идеалы, культуру, нормы нравственности, принятые в обществе. Нигилисты считают, что жизнь не имеет смысла, как и человеческие ценности, и знания.
Тургенев не разделял нигилистических убеждений Базарова и в романе развенчивал их. Но поскольку в образе данного героя отразилась эпоха со всеми её противоречиями, то писатель испытывал определённый интерес к своему персонажу и даже старался его полюбить, а к концу романа испытывал к нему и сострадание.
Что в нигилизме отвергал автор?
Во-первых, в идеях нигилизма нет позитивной цели. А поэтому он обречён. Тургенев не был противником нового, но ничего нового в нигилизме и не было. Разве разрушение и уничтожение — это прогресс? А именно это и проповедовали нигилисты: поэзия Пушкина не нужна; любовь не нужна, это всего лишь физиология; Рафаэль — «гроша медного не стоит»; душа — выдумка и т. д.
Во-вторых, главной бедой нигилистов автор считал возведённый в абсолют практицизм, сиюминутную практическую пользу. Природа для Базарова не храм, а мастерская, в которой работником является человек. В большой степени Тургенев проявил себя в этом вопросе провидцем. Он увидел в убеждениях Базарова зарождение трагических последствий, потому что уже в XX в. стало ясно, что именно «наработал» в этой мастерской человек: повернул вспять реки, разрушил озонный слой, погубил ценные породы растений и животных и т. д. Вульгарный материализм, который стоял во главе угла нигилизма, отличался от простого материализма тем, что материализм утверждал первичность материи, а вульгарный материализм вообще не признавал ничего, кроме материи.
В-третьих, ущербность нигилизма в том, что он отрицал духовную жизнь, а значит — и нравственность. Отрицание авторитетов — это тоже признак безнравственности.
Как Базаров освобождался от теории нигилизма
Убеждения Базарова писатель развенчивает постепенно, в романе начало этого положено в 13-ой главе. До этого противостояние было только внешнее: между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Но вот Базаров влюбился в Одинцову — и конфликт начал развиваться уже в его душе, ведь до встречи с ней он отрицал существование любви. Он осознал себя романтиком (а до этого презирал романтизм Пушкина). Теперь он презирал себя за слабость, но не мог забыть Одинцову. Он начал ловить выражение её глаз, а раньше смеялся над этим и рассуждал об анатомии глаза. Охватившая его любовь начала разрушать теорию нигилизма. Он начал по-другому смотреть на мир и на себя и постепенно пришёл к выводу, что жизнь гораздо шире и многограннее нигилистической схемы.
Любовь Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не состоялась не по причине холодности и рассудочности характера Одинцовой. Дело в том, что преданный идеям нигилизма, Базаров не мог создать свой Дом.
Но Базаров не хочет так быстро сдаться, он пытается вновь утвердиться в своих нигилистических принципах и пытается сблизиться с Фенечкой в соответствии со своими убеждениями, что любовь — это всего лишь физиологическое влечение. Но оказалось, что даже простенькая и необразованная Фенечка живёт не по физиологическим, а по нравственным законам. И Базаров начинает терять почву под ногами — его теория уже не могла помочь ему.
Нелепая дуэль «за убеждения» с Павлом Петровичем заставила его увидеть в противнике не заносчивого аристократа и идиота-дядюшку, а страдающего пожилого человека. Он понял, что не так уж непреодолима пропасть между людьми, надо просто научиться слышать и понимать друг друга.
Базаров и его родители
В любви, в том числе и родительской, Базаров видел лишь инстинкт, свойственный и животным. Поэтому он не находит с родителями общего языка, а в отчем доме томится, пробыв там всего три дня. Он не видит, не чувствует и не понимает всей силы родительской любви.
Отец так же, как и он, увлечён медициной, но Евгению кажется, что старик уже отстал от века, что его медицинские познания устарели, и он высокомерно обрывает отца, как только тот пытается обсудить какую-то теоретическую медицинскую проблему. Профессиональный разговор с отцом ему скучен, и он это даже не старается скрыть.
Но родители, особенно отец, стараются понять своего сына. Отец чувствует, что медицина — не главное в жизни его сына, что интересы его шире, что его что-то сильно волнует, кроме науки. Об этом он разговаривает с Аркадием.
Гибель Базарова
При чтении романа всегда возникает вопрос: почему автор приводит своего героя к гибели? Его гибель в общем-то бессмысленна, т.к. она не была связана с лечебной деятельностью, Базаров всего лишь практиковался: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Он порезал палец, анатомируя труп умершего от тифа, и заразился…
Второе возвращение Евгения в родительский дом — это возвращение к тем истокам, из которых он вышел, и окончательный разрыв с его теорией. Можно назвать это и бегством от самого себя (прошлого), и приходом к самому себе (настоящему). Он больше времени проводит с отцом, беседует с ним, помогает ему во врачебной практике.
Его уже не тянет к былому окружению, даже с Аркадием ему не о чем говорить.
Какие идеи могли бы завладеть Базаровым после полного разрыва с теорией нигилизма? На этот вопрос, скорее всего, Тургенев ответить не мог. В жизни и литературе были известны два пути: путь «лишних людей» и путь эмигрантов. Но эти пути не для Базарова, и поэтому он умирает.
Но умер он достойно и мужественно — и в этом его сила и мощь личности. В ожидании смерти он не озлобился — наоборот, все лучшие его человеческие качества освободились от нигилистического гнёта: он утешает родителей, скрывает свои страдания, не иронизирует по поводу их религиозностью, т. к. понимает, что в этом они находят утешение. Таким образом, он принимает высший человеческий закон — нравственный.
Вывод
В романе ещё присутствует эпилог. В нём никаких неожиданностей нет, все события предсказуемы из предыдущих глав. Но образ Базарова помогает понять, что над жизнью не властны никакие теории. Люди и теории приходят и уходят, а остаётся только вечное: любовь, чистое небо над головой и нравственный закон в сердце. А ещё безутешные родители у могилы сына…
Характеристика образа Евгения Базарова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.