В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» в развитие семейной драмы Кабановых включается Борис, который и способствует её трагическому завершению.
Авторская характеристика образа Бориса заключена в его диалогах и монологах, что характерно для драматического произведения.
Содержание
Личность Бориса
Борис Григорьевич — один из главных героев драмы. Этот молодой мужчина — племянник Савела Прокофьевича Дикóго, богатого купца, влиятельной личности в городе Калинове.
В этом городе герой оказался не по своей воле. Он жил в Москве со своими родителями и сестрой. Семья была дружной, дети получили хорошее образование: Борис учился в Коммерческой академии, а сестра — в пансионе. Но родители умерли во время эпидемии холеры.
Бабушка в завещании указала Бориса с сестрой наследниками определённой части, когда они достигнут совершеннолетия, но с условием почтительного отношения к дяде. Из этого Кулигин и Кудряш, которым рассказал свою историю племянник Дикого, сделали вывод, что наследства ему и его сестре никогда не видать. Уж больно жаден, груб и скандален был дядя Савел Прокофьевич.
Борис и сам осознаёт нелепость своего положения — Дикой постоянно издевается над ним даже в присутствии посторонних, гонит его и оскорбляет. Но он, по его словам, терпит обиды ради сестры — ехать ей сюда за наследством невозможно из-за сумасбродства дяди.
Характер
Борис — воспитанный и образованный молодой человек, но трусливый и бесхарактерный. Он любит Катерину, но ничем не жертвует ради неё.
Чем же привлёк Катерину этот молодой человек? Ведь она фактически не знает его, видит всего несколько раз, да и то со стороны, никакого общения у них не было, и его человеческие качества ей не известны.
Скорее всего, это просто потребность настоящей любви. А Борис молод, красив, интеллигентен, образован, одет по европейской моде, совсем не так, как одеваются калиновцы. Он, как и Катерина, чужой в мире «тёмного царства», и она это чувствует.
Но, по сути, Борис ничем не отличается от Тихона. Он так же робок, безволен и не способен защитить ту, которая, по его словам, ему дороже жизни. В нём нет решительности, он зависим от дяди в такой же степени, как Тихон зависим от матери. Но зависимость от матери — это чувство другого рода, а зависимость от дяди — только материальная, и здесь Борис проигрывает Тихону в плане нравственности. Правда, он утверждает, что терпит дикие выходки и оскорбления дяди ради сестры, но в это слабо верится — не способен Борис к жертве ни по отношению к сестре, ни по отношению к Катерине. Если бы он действительно любил Катерину так, как говорил ей, то смог бы вырвать её из этого мира, в котором она задыхалась.
Во время первого их свидания Борис уверял Катерину, что никогда не погубит её, а в минуту последнего свидания трусливо говорит: «Не застали б нас!» В момент расставания Борис вообще выглядит чудовищно. Он думал: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»
В отношении к Катерине, признавшейся в своём грехе, Тихон выглядит более достойным и человечным, чем Борис. Тихон продолжает её любить и жалеет. У него хватает сил простить своего соперника и даже пожалеть его.
Самое большее, на что способен Борис, это посетовать на свою судьбу: «Эх, кабы сила!» Под словом «сила» он, вероятно, подразумевает деньги, за которые можно всё купить и всё устроить. Но ни средств, ни силы, ни воли у него нет. На просьбу взять её с собой он отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…»
Вывод
Борис, как и Тихон, жертва «тёмного царства». Они оба подневольны, зависимы, слабовольны, не способны на решительные поступки.
Однако в финале пьесы Тихон оказывается нравственно выше Бориса. Он проявляет доброту, сочувствие и жалость к изменившей ему жене и прощает соперника. В его душе рождается протест. В душе Бориса — только жалость к себе.
Почему же Борис так зависим от Дикого? Дело здесь не только в материальной составляющей. Ведь сам молодой человек понимает, да и жители Калинова ему подсказывают, что Дикой ни под каким предлогом не отдаст ему полагающегося наследства, хоть и будет племянник почтителен к дядюшке.
Н. Добролюбов так характеризует образ Бориса: «… это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают». И далее он пишет о том, что об этом герое нечего особенно говорить, так как он относится к той же обстановке, в которую попала Катерина, и является одним из обстоятельств, которые привели к фатальному концу.
Когда его связь с Катериной становится известной, он не проявляет решительности, чтобы окончательно разрешить ситуацию. Вместо этого он «мечется и плачет», но ничего не предпринимает.
Критик считает, что Борис — это тот же Тихон, только образованный. Но образование не дало ему сил противиться всему дурному, что было вокруг. Наоборот, он подчиняется чужой воле, поэтому тоже становится виновником произошедшей трагедии.
Характеристика образа Бориса может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.