Дементий Варламович Брудастый — образ и характеристика героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Когда Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина упрекали в исторических неточностях романа «История одного города», он отвечал: «Взгляд… на мое сочинение, как на опыт исторической сатиры, совершенно неверен. Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее».

Он создал летопись условного русского города Глупова, и сложно определить, чего здесь больше — смешного или страшного.

Но если город вымышлен, то в образах некоторых его градоначальников можно узнать исторических персон. Сам писатель отмечал, что он решил описывать подробно только замечательнейших градоначальников, наиболее ярких по своим качествам. Подробно описаны 12 из них, и эту галерею открывает Брудастый.

Полная характеристика образа Брудастого дана в главе «Органчик».

Известие о новом градоначальнике

Дементий Варламович Брудастый стал градоначальником города Глупова в 1762 г. Ликование жителей по поводу нового главы города началось ещё до его прибытия: узнав о новом назначении, глуповцы уже давали будущему градоначальнику ласковые имена: «умница», «красавчик». Они поздравляли друг друга, целовались и заходили в кабаки отметить эту приятную новость.

Радость глуповцев можно понять: до сих пор городом управляли невежественные, жестокие и полубезумные правители с различными странными наклонностями. Была надежда, что новый градоначальник окажется «отцом» города и наведёт здесь порядок: поддержит торговлю, а также науки и искусство.

Значение фамилии


Фамилия градоначальника выбрана писателем с умыслом. «Брудастый» – слово из лексикона охотников. Помещик Ноздрев в «Мёртвых душах» Гоголя, уговаривая Чичикова купить у него собаку, говорит ему: «Я тебе продам такую пару, просто мороз по коже подирает! брудастая с усами».

Брудастые — порода борзых и гончих собак. У них ярко выраженная внешность: крупный рост, усы и борода как у козла, нависшие брови. Они обладают необыкновенной злобностью, даже свирепостью, и упрямством. Вместе с тем, у них хорошее охотничье чутьё.

Таким образом, Брудастый, олицетворявший собой российскую самодержавную власть, назван Щедриным, в соответствии с «эзоповским языком», злобной собакой. Но и это ещё не всё.

В разговорах между собой жители города называют Брудастого «прохвостом»: «И откуда к нам экой прохвост выискался!» «Прохвост» — простонародное и исковерканное от «профос» (от латинского prepositus — «начальник»). Так назывались в немецкой армии полковые экзекуторы (палачи). При Петре I слово «прохвост» в русской армии имело то же значение.

Деятельность Брудастого

О внешности и характере нового градоначальника ничего не сказано кроме того, что он оказался молчалив и угрюм. Можно принять во внимание также описание породы собак «брудастые».

Он спешно прибыл в Глупов и первым делом высек розгами несколько ямщиков. Это показалось жителям города странным, но даже после этого они не утратили восторженного отношения к новому начальнику — ещё теплились надежды на лучшее.

Но через некоторое время им пришлось убедиться, что все надежды были напрасными — ничего нового, а тем более положительного в назначении Брудастого не было. Особенно неприятной оказалась первая встреча градоначальника с чиновниками города, при которой присутствовали и обыватели. Он выстроил всех чиновников в ряды, молча обошёл их, произнес: «Не потерплю!» — и скрылся в кабинете. Никто не понял, что это было, но все — чиновники и обыватели — остолбенели от недоумения. При этом они были страшно оскорблены тем, что ни одного ласкового слова новый градоначальник не произнёс и не дал ни одного обещания.

Он заперся в своём кабинете, не ел и не пил, а всё время что-то писал. Иногда выбегал из кабинета, подбегал к письмоводителю и бросал ему на стол исписанные листы, при этом произносил своё обычное «не потерплю!» и снова скрывался в кабинете. С момента вступления его в должность в городе началась невиданная деятельность: все куда-то бежали, что-то делали — даже поесть было некогда, приходилось хватать куски на лету.

Город сильно приуныл. Люди перестали выходить на улицы и общаться. Все сидели по домам, и только голодные псы рыскали по улицам. Но и они не лаяли.

По ночам в городе светилось всего одно окно — градоначальника. Он всё сидел и что-то писал. Иногда подходил к окну и выкрикивал: «Не потерплю!» — и снова писал.

Глуповцы шёпотом строили предположения, что градоначальник — оборотень и что он по ночам даже сосёт у сонных жителей кровь.

Органчик

И вот однажды по городу разнеслась весть, что по ночам Брудастого секретно посещает Байбаков — часовых и органных дел мастер. В одну из таких ночей он вышел из его дома с каким-то предметом, обёрнутым салфеткой. При этом вид у мастера был весьма испуганным, а лицо бледно. В эту же ночь никто не слышал крика «не потерплю!».

В дальнейшем эти посещения участились, а Байбаков успокоился и даже начал вести себя нагло, требовать денег на ежедневную выпивку и угрожать сдачей в солдаты непослушных.

В один из весенних дней градоначальник приказал всем представителям интеллигенции прибыть к нему для внушения. В этот день он даже улыбнулся, что для глуповцев стало большим подарком. Они вручили ему свои подношения, Брудастый хотел начать речь, открыл рот, но… Вместо слов внутри него что-то зажужжало и заскрипело, глаза завертелись и засверкали, и он поскорее скрылся в своей квартире.

Чуть позже письмоводитель увидел в кабинете градоначальника его тело в вицмундире, сидящее за столом, а рядом с ним — его пустую голову. Чтобы не волновать народ, помощник градоначальника приказал молчать об этом, но такую новость невозможно было скрыть. Начались разнотолки… Призвали Байбакова, и он дал показание, что той ночью его призвал к себе градоначальник и показал бумажку, на которой было написано: «Не удивляйся, но попорченное исправь». Сняв голову, он протянул её мастеру. Мастер определил, что в голове градоначальника был небольшой органчик, могущий исполнять 2 пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!». И этот органчик сломался. Мастерство и усердие Байбакова были напрасными, он ничего не мог сделать и отправил органчик в Петербург, к другому мастеру. Тот должен был сделать новую голову, но с результатом задерживался. Байбаков утверждал, что новая голова будет действовать, но настоящих мыслей иметь не может.

И в городе началась анархия.

А между тем новая голова всё-таки была отправлена, но поручили это важное дело несведущему мальчику, который беспечно бросил её на дно телеги и на ухабах она непроизвольно отчётливо произнесла: «Разорю!» Мальчик в ужасе выбросил голову на землю. Через некоторое время появился градоначальник с побитой и местами грязной головой и закричал: «Разорю!». Но тут же прибыл другой градоначальник с совершенно новой головой. Самозванцы встретились и уставились друг на друга. «Толпа медленно и в молчании разошлась», — заканчивает главу автор.

Обоих самозванцев сняли с должности и увезли из города. Безначалие длилось 7 дней.
Но тут же началась борьба за власть, в которую вступили женщины.

Вывод

Итак, вместо одного градоначальника оказалось два, и оба — с «органчиками» в головах. Заключительная сцена этой главы напоминает «немую сцену» в «Ревизоре» Гоголя, когда вслед за мнимым «ревизором» появляется настоящий. Правление Брудастого оказывается кратким и совершенно бессмысленным. Образ Брудастого в романе «История одного города» — это сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина на правительство Российской империи, когда во главе определённой структуры может стать даже простой механизм, наполненный нужным набором слов и выражений. И если бы этот механизм не поломался, глуповцы и дальше оставались бы покорными и послушными этому «отцу» города.

А вот без управления даже таким простым механизмом жители города впадают в панику и хаос, что говорит о рабской психологии народа.

Характеристика образа Брудастого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *