Александр Андреевич Чацкий — не только главный герой комедии А. Грибоедова, но и «герой своего времени» (первой четверти XIX в.). Характеристика образа Чацкого помогает понять особенности той эпохи.
Содержание
Эпоха Чацкого
Пьеса была закончена автором в 1824 г. Но он начал работать над ней где-то между 1816–1821 гг. (точная дата исследователями не установлена). Что это было за время?
Победоносно закончилась Отечественная война 1812 г. Ожидалось, что героизм народа будет поощрён отменой крепостного права, но этого не произошло. Появились первые признаки зреющего недовольства внутренней политикой государства. В 1816 г. была создана первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения», и её создание стало первым шагом на пути ограничения авторитарной власти абсолютной монархии в России. В 1818 г. на Европейском сейме прозвучало требование ограничить самодержавие, введя его в рамки закона и конституции, но император Александр I, присутствовавший на нём, страшно боялся проникновения в страну «французской заразы», т. е. революционных идей. На Европейском сейме он поддержал эти требования, но в стране их не реализовывал.
В комедии «Горе от ума» только Чацкий говорит о новой морали, новых идеях и стремлениях к духовной и политической свободе. Именно он несёт в себе «дух времени». Но за его трёхлетнее отсутствие в России утихла радость по поводу победы над Наполеоном, проза жизни с её насущными проблемами захватила общество. В Москве жизнь вошла в обычную колею, и лишь вернувшийся Чацкий всё ещё не расстался с иллюзиями близких перемен. В то время передовые люди не стремились к революционным преобразованиям, к свержению монархии и т. п. Они мечтали об исполнении своего долга перед Отечеством, который заключался в честной службе ему. Поэтому Чацкий отправился в Петербург, но скоро понял, что государству не нужны честные патриоты, ему нужно прислуживание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». И он возвращается в Москву. Но тут он встречает ещё более рьяных противников каких-либо преобразований — «фамусовское общество».
Итак, эпоха Чацкого отличалась непримиримой враждой между защитниками старого мировоззрения и представителями нового мышления.
Происхождение Чацкого и его предшествующая биография
Чацкий — дворянин, помещик. У него 300–400 душ крепостных крестьян. Он член Английского клуба, в который входили богатые и знатные дворяне. Чацкий не женат.
Отца и мать он потерял ещё в детстве и воспитывался в семье Фамусова, друга отца, и с детства дружил с Софьей Фамусовой. Именно Софья больше всех делает замечаний о его характере и особенностях личности.
Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Три года он провёл в путешествиях.
Софья говорит о Чацком, что он умён и красноречив, а Фамусов при этом добавляет, что он «славно пишет, переводит» … Его остроумие не всегда воспринимают правильно даже те, кто знает молодого человека с детства. Например, Софья за эту способность называет его «змеёй», но сам он не соглашается с такой оценкой и удивляется: «… ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?..». Кроме того, Софья осуждает его за резкость в разговоре с людьми: «Да! грозный взгляд, и резкий тон, //И этих в вас особенностей бездна…»
А вот Лиза восхищается тем, что Чацкий «весел и остёр».
По словам той же Софьи, герой невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей. А Фамусов добавляет, что он слишком гордый, к тому же франт и сорванец.
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
Свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность», Чацкий не может быть понят в фамусовском обществе. Фамусов называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!..», «Да он властей не признает!..» и т. д.
На пути преобразований, о которых мечтает Чацкий, плотной стеной стоит этот фамусовский мир с преобладанием тех нравов, против которых он всей душой восстаёт. К ним относятся: услужливость, подхалимство, кумовство, погоня за чинами, взяточничество, родственные связи при получении должности и т. д. Но отсутствовавший три года герой не понимает, что за это время появился новый тип людей — Молчалин и ему подобные. Чацкий видит пока только его ничтожность и не воспринимает человека такого типа как опасность для общества, хотя она реально существует.
Молчалин не только счастливый соперник Чацкого, но и личность безнравственная, беспринципная, хитрая, изворотливая. Он полностью противостоит идеям и идеалам Чацкого, расчётливо набирает силу и в дальнейшем не потерпит на своём пути таких людей, как Чацкий. В дальнейшем писатель М. Салтыков-Щедрин указывал на то, что укоренившиеся в русской жизни молчалины станут самыми страшными фигурами русской жизни.
Итак, Чацкий нигде не служит, т. к. не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого сложно сделать карьеру. Но он считает, что можно найти себя в творчестве или науке. Его страстность, пылкость и чувствительность являются свидетельством творческой натуры и художественного вкуса. Он имеет собственное мнение обо всем и не читает глупых книг, которые пользуются успехом в обществе: «Я глупостей не чтец, //А пуще образцовых…»
Он возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде принимаются только заграничные модные тенденции: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Китайцы, по его мнению, поступают мудро, когда не увлекаются всем иностранным: «Ах! если рождены мы всё перенимать, //Хоть у китайцев бы нам несколько занять //Премудрого у них незнанья иноземцев».
О «сумасшествии» Чацкого
В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов. Но первой эту мысль в общество вбросила Софья, а затем её подхватили другие. Слухи о сумасшествии героя быстро распространились среди гостей Фамусова, и через некоторое время все начали его сторониться и в его словах находить признаки безумия, предполагая разные причины этого, в том числе пьянство. Но Фамусов причиной сумасшествия Чацкого считает его образование: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче, пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Чацкий и фамусовское общество живут как будто в разных измерениях, они не совместимы. Представители старого московского дворянства считают себя вполне разумными и нормальными. Те же, кто им противостоит, не согласен с их жизненными установками, вполне подходят под определение сумасшедших. Поэтому все разговоры сторон можно назвать разговорами глухих — никто не слышит друг друга и не желает понимать.
Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. Но он разочаровывается в ней, когда узнаёт, что она влюблена в Молчалина и что именно она распустила слух о его сумасшествии. Больше в Москве его уже ничего не держит: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».
Горе от ума: умён ли был Чацкий?
Впервые этот вопрос поставил Пушкин и в письме к П. Вяземскому ответил на него отрицательно: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…». Пушкин считал, что главный герой комедии «благородный и добрый малый», но непростительно то, что все свои умные речи он направляет недостойным людям: Фамусову, Скалозубу и т.д. А первым признаком умного человека, по мнению Пушкина, является понимание того, с кем имеешь дело, чтобы «не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».
Этой оценки образа Чацкого придерживались и другие современники Грибоедова и Пушкина: П. Вяземский, Н. Надеждин. Некоторые высказывались ещё резче: Чацкий жалок и смешон своей глупой влюблённостью в Софью, вовсе не достойной его любви и не имеющей женской прелести. Обвиняют этого героя и в том, что он желчен и раздражителен, но неясно, чего бы он хотел, а в его обличениях низкопоклонства, господства французского языка в русском обществе нет ничего нового. Оригинального же в воззрениях Чацкого нет ничего.
Можно соглашаться или не соглашаться с такими оценками образа Чацкого, но знать о них надо.
Значение образа Чацкого
Образ Чацкого с первых дней появления «Горя от ума» вызвал больше всего споров. Это новый тип человека в русском обществе. И его столкновение с миром фамусовых — не частное явление, это потребность в изменении общества.
Но в сложившейся ситуации он бессилен что-либо изменить, отсюда его раздражительность и некоторая несдержанность. Чацкий — первый «лишний человек» и в русской литературе, и в русском обществе. И дальнейшая его судьба непредсказуема: он или станет декабристом и выйдет на Сенатскую площадь в 1825 г., или разочаруется в «мерзостях русской жизни» и навсегда покинет Россию, став эмигрантом.
Характеристика образа Чацкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.