Савёл Прокофьевич Дикой — образ и характеристика героя драмы А. Н. Островского «Гроза»

В драме Александра Николаевича Островского «Гроза» богатый купец Савёл Прокофьевич Дикой — олицетворение тёмных сил, воплощение зла, царствующего в провинциальном городке. Характеристика образа Дикого объясняет, почему мракобесие и агрессивное невежество настолько сильны, что подавляют всё живое вокруг.

Имя и характер

Фамилия персонажа более чем говорящая. Она подчёркивает первобытные инстинкты купца, безграничную жадность, стремление отнять что угодно у любого, агрессию и злобу, неконтролируемые им самим. Всем своим поведением Савёл Прокофьевич подтверждает это описание. Однако он не так прост, как может показаться. При встрече с городничим он скорее приветлив, злость его куда-то исчезает, он разговаривает с простодушным дружелюбием, словно беседа идёт между хорошо понимающими друг друга людьми. Мгновенно проходит его вспыльчивость, когда герой сталкивается с Кабановой. С ней Дикой беседует уважительно и откровенно, признаётся, что его вспыльчивость нарочитая, большей частью напускная, используется им по собственному желанию в удобные моменты.

Дикая злоба Дикого


Главная причина якобы неконтролируемой горячности Дикого — обычная жадность. Как купец объясняет городничему, сэкономленные на жаловании работников копейки складываются для него в сотни и тысячи рублей. Скандаля, приходя в ярость при расчёте с каждым работником, расчётливый делец составляет капиталы. А многие и подойти с требованием своего жалования не решатся, увидев, в каком состоянии хозяин, уйдут без своих денег, зато не униженные, избежавшие потока ругани.

Вспыльчивый Дикой, на которого «нет никакой управы», подобно многим самодурам, любит представляться невинной жертвой ненавидящих его людей. Так уже в первом действии Борису попадает за то, что он, вопреки запрещению дяди, встретился ему на дороге: «Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться!»; тебе все неймётся! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый!» Савёл Прокофьевич жалуется, что порой его хорошее настроение, как нарочно, испортит своей просьбой нежданный проситель. Люди словно сговорились злить Дикого, а сам он вовсе не имеет намерения кого-то обижать, его провоцируют. Проводить время дома он не любит: «У меня там война идёт». Можно было бы посочувствовать, если не знать, что именно глава семьи и разжигает военные действия.

Более всего от своенравия Дикого страдают его домашние. Его жена с утра умоляет всех в доме не рассердить хозяина. Но беда в том, что зачастую близкие не являются причиной его злости. Они служат поводом, средством включиться в агрессивный режим. Кабаниха замечает, что, завидев просителя, Дикой набрасывается из-за пустяка на кого-то из родни, домашних слуг. Так он приводит себя в нужное состояние. Из окружающих купец не рискует связываться лишь с Кудряшом, хотя тот его работник. На ругань и оскорбления хозяин получает от Кудряша симметричный ответ, что приводит его в растерянность. Поднять на здорового парня руку пожилой человек не решается, а уволить не может: он очень хороший работник.

Особого рода злость в нём вызывают Борис и Кулигин. Казалось бы, с Борисом всё ясно: дядя должен ему деньги. Но, кроме этого, негодование Савёла Прокофьевича порождено той же причиной, по которой Бориса и его сестру не принимала их бабушка: их мать была дворянкой. Эта подспудная ненависть к дворянству, к образованности, к культуре, к уважительному отношению между людьми живёт и в Диком. Поэтому один внешний вид племянника раздражает его.

Беседа Савёла Прокофьевича с Кулигиным — особый эпизод драмы. Плавную, обстоятельную, размеренную речь доморощенного изобретателя и любителя поэзии прерывают краткие, обрывистые, злобные, переполненные междометиями и ругательствами высказывания Дикого. По диалогу видно, что кроме грубости и самодурной силы у «тёмной стороны» нет никаких разумных доводов и аргументов. Победа Дикого в дискуссии обеспечена только имеющимися у него средствами и буйным, непредсказуемым нравом.

Что делать

Марфа Игнатьевна Кабанова, предполагает, что дурит Дикой от того, что «старших над ним нет». То есть справиться с ним можно лишь привычными методами «тёмного царства»: кто-то сильнее его доложен усмирить его буйство. Другой способ предлагает Кудряш: «поговорить» с купцом впятером в тихом переулке. После этого тот бы точно притих надолго, считает лихой парень. Это тоже способ усмирения силы силой, варварский, дикарский, далёкий от норм цивилизации. Так неужели на Диких нет никакой управы, кроме их же способов, которые лишь укрепят власть грубой силы и первобытных нравов?

Когда уйдут Дикие

Драма «Гроза» написана А. Н. Островским в 1859 году, перед реформой. Если сравнить её с пьесой «Бесприданница», создававшейся с 1874 по 1878 год, читатель не узнает купечества. Дикой шатается по улицам пьяным, кидается с руганью, размахивая кулаками, на людей, при этом чувствует своё право вести себя подобным образом. В «Бесприданнице» Кнуров и Вожеватов беспокоятся о том, что подумают люди, если их увидят пьющими с утра шампанское. В послереформенное время купцы не конфликтуют с дворянством. Они покупают у дворян пароходы, женятся на их дочерях. Потомки Диких будут одеваться по-европейски, обедать, соблюдая светские манеры, и ездить в Париж на Всемирную торговую выставку. Время Диких окончится с крушением крепостнической Руси. Они исчезнут сами, когда быть необразованным самодуром станет невыгодно в материальном смысле. Когда с человеком, который не рассчитывается честно, никто не станет иметь дело, грубые и вечно пьяные купцы исчезнут из предпринимательской сферы, а образ Дикого уйдёт из литературы.

Характеристика образа Дикого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *