Доктор Вернер — один из очень немногих персонажей романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», которым его главный герой явно симпатизирует. Доктор появляется только в главе «Княжна Мери». Поэтому характеристика образа доктора Вернера представлена самим Печориным в его журнале. Григорий Александрович очень подробно описывает своего приятеля. Этот человек, в отличие от многих других, интересен ему.
Содержание
Внешность
Как и сам автор дневника, Вернер поражает обилием противоречий и во внешнем виде, и в характере. Он русский, но носит немецкую фамилию. Его вид «с первого взгляда поражает неприятно». Но после, когда наблюдатель научится видеть в его лице живую непосредственность мимики, искренность, благородство чувств, Вернер кажется привлекательным. Его маленькие, чёрные глаза способны проникать в мысли собеседника. Живой и быстрый взгляд свидетельствует о сообразительности и наблюдательности. Небольшой рост, худоба, хромота, несоразмерно большая голова не мешали женщинам, имеющим инстинкт «красоты душевной», испытывать к невидному курортному врачу симпатию.
Ум и душа
Молодые друзья доктора называют его Мефистофелем не только за хромоту и приверженность к чёрному цвету в одежде. Для всех очевидно, что этот человек не просто умён, но остроумен, проницателен, прозорлив.
Противоречие между трезвостью, практичностью мышления и душой — главное противоречие Вернера. Он понимает людей, изучил «все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа». При этом он никогда не манипулирует людьми для своей пользы или развлечения, как это делает Печорин. Подмечающий глупые или забавные недостатки своих пациентов доктор иногда остроумно шутит по их поводу в дружеском кругу. Печорин пишет, что у него злой язык, то есть он умеет выражаться точно и язвительно, подмечая самую суть явления. Это дало повод его завистникам распустить сплетню, будто Вернер рисует на пациентов карикатуры, из-за чего клиентура его резко сократилась. Но он искренне сочувствует страданиям больных. Печорин видел, как врач «плакал над умирающим солдатом».
В какой-то степени противоречиво отношение персонажа к своему финансовому положению. Он не богат и должен своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Мечтающий о миллионах, которые дали бы ему независимость, Вернер никаких усилий не прилагает, чтобы разбогатеть. Хотя сделать это на модном курорте умному и дельному врачу было бы нетрудно.
В своих высказываниях персонаж склонен к парадоксам — своеобразному упражнению для острого ума. Так рождается утверждение, что дать в долг предпочтительнее врагу, а не другу. Именно на этой почве — любви к парадоксам и оригинально выстроенным логическим построениям — герои сошлись, сразу выделив друг друга из компании, каждый в которой пытался высказаться поумней. Доктор Вернер, как и Печорин, умеет замаскировать шуткой глубокую мысль и уважает это умение в других. Оба они подолгу могут с серьёзным видом нести чушь, морочить собеседника. Это их главное развлечение скучными вечерами.
Участие в интригах Печорина
Поначалу Вернер невольно исполняет роль наблюдателя в доме княжны Мери, недоступном для главного героя. Печорин полностью доверяет внимательному и точному взгляду своего приятеля. А тот, в свою очередь, хорошо понимает скучающего офицера и предчувствует, что планируется развлечение, жертвой которого станет Грушницкий, а невольной участницей княжна. Доктор не вмешивается в ход событий, наблюдает со стороны, пока обстоятельства не принуждают его к непосредственному участию.
Невольно подслушав заговорщиков, он настаивает на том, чтобы перед дуэлью открыть правду и потребовать перезарядить пистолеты. Однако Печорину важно загнать Грушницкого в ловушку окончательно: позволить ему совершить очевидную подлость, после которой он уже не сможет считать себя порядочным человеком. Для доктора такие игры неприемлемы. Смерть Грушницкого, к которой привели интриги Печорина, глубоко задела его душу. Конечно, не блещущий умом вчерашний юнкер в какой-то степени сам виноват в том, что случилось. Но смерть слишком страшное наказание за самодовольную глупость. На этом отношения доктора Вернера с главным героем прекращаются.
Вывод
Все персонажи романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (за исключением повествователя в первой части) уступают Печорину в уме, часто превосходя душевными качествами, как Максим Максимыч и Бэла. Доктор Вернер, по собственному признанию Григория Александровича, умён и этим вызывает его искреннее уважение. Однако у скромного провинциального врача есть то, чего лишён «герой нашего времени». Он не только видит, но и понимает слабости и недостатки окружающих. Сочувствует людям, пусть недалёким, слабым, внушаемым, не достойным, по мнению главного героя, уважения. Дар сопереживания, которого лишён Печорин, делает образ доктора Вернера полноценной личностью. Не обладая душевной глубиной, живя только умом, легко стать «топором в руках судьбы». Этой ужасной и вместе с тем жалкой участи Вернер избежал именно потому, что кроме ума у него есть тонко чувствующая, откликающаяся на несправедливость и страдания душа.
Характеристика образа доктора Вернера может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.