Задуманная как роман-пародия книга Сервантеса по праву считается энциклопедией жизни Испании XVI – начала XVII века. Среди многочисленных персонажей, населяющих роман, особого внимания заслуживает характеристика образа Дон Кихота — главного героя произведения, странствующего рыцаря, превратившегося в символ верности идеалам и нравственной чистоты.
Содержание
Воздействие рыцарских романов на личность Дон Кихота
Пожилой идальго Дон Кихот жил вдали от больших городов, в селе на юго-востоке Кастилии. Уже немолодым человеком он страстно увлёкся чтением. Его впечатлительная душа горячо откликнулась на рыцарские романы, где отважные люди восстанавливают справедливость, наказывают злодеев, заступаются за угнетённых и обиженных. В конце концов, весь мир стал казаться ему местом, где происходит непрерывная борьба добра со злом, всё разделено на чёрное и белое. В его воображении действительность изменяется до неузнаваемости. Он видит в обычных предметах вещи из иной, давно ушедшей, а то и никогда не существовавшей действительности. Реальные люди либо сильно приукрашены, либо отмечены клеймом злодейства. Его восприятие способно даже одушевить неживой предмет. Так мельницы становятся великанами, куклы — людьми.
Намерение Дон Кихота бороться за справедливость
Как человек неравнодушный к чужим бедам, Дон Кихот не может остаться в стороне от битвы добра и зла и отправляется в путь, чтобы везде, где представится случай, восстанавливать справедливость. Так начинается сражение мечты с обыденностью, путешествие одинокого идеалиста-мечтателя в мире, где нет абсолютного добра, но и зла в чистом виде тоже не существует. В этом отчасти заключается трагедия рыцаря Печального образа.
Неудачи Дон Кихота
Жизнь, наполненная бессмысленной жестокостью, ложью, подлостью, низкими страстями, не соответствует высоким нравственным критериям, которые ей предъявляет идальго. Но он не способен исправить её. Наивный до глупости, упрямый в своих заблуждениях, отказывающийся видеть вещи такими, какие они есть, «странствующий рыцарь» представляется нелепым, смешным, лишним, даже вредным. Герой готов рисковать собой и бросается в бой, когда, как ему кажется, видит явную несправедливость. Беда в том, что часто он находит зло там, где его нет, и не замечает реально происходящей трагедии. Порой, вступая в схватку с несправедливостью, он достигает противоположного результата. Пастушок, за которого идальго заступился, был ещё сильнее избит хозяином в отместку за испытанное унижение. Рыцарь освободил от цепей ведомых в тюрьму преступников, отпустил на волю воров и убийц. Пока Дон Кихот уничтожал кукольный театр, вообразив марионеток реальными злодеями, погонщики мулов похитили девочку-подростка. Удивительно точна эта аллегория: рыцарь ведёт бой в воображаемом мире, когда у него под носом происходит настоящее преступление, «спасает» кукольную принцессу, а в это время насильники убивают беззащитную девушку.
Характер
Без сомнения, Дон Кихот благороден и очень отважен. Он живёт по законам рыцарского кодекса и ни за что не откажется от него даже в мелочах. Терпя одно поражение за другим, иногда жестоко разочаровываясь в людях, сталкиваясь с насмешками, цинизмом, обманом, герой не допускает мысли об отступлении. Он понимает, что одинок в своей борьбе, но одиночество — одно из условий служения добру, которому он намерен посвятить жизнь.
Отношение окружающих к Дон Кихоту
В эпизоде, где персонаж проводит время в герцогском замке, Дон Кихот выглядит смешным и жалким в окружении приземлённо мыслящих, циничных, недобрых людей. Он не замечает, что его превратили в объект розыгрыша, изощрённых насмешек. Издеваются над ним не потому, что реальные результаты его свершений ничтожны. Глумление вызывает его стремление к общему благу, его суждения о справедливости, идеализированные представления о людях. Нелепым кажется сельский мечтатель людям, для которых ложь — норма жизни, обогащение — желанная цель, а слова о добродетели — нелепая чепуха. Идальго из Ла-Манчи считает своей миссией нести в мир представления о благородстве и чести. Он сам является образцом этих качеств. Но в Испании XVI века нет места ни тому, ни другому. Поэтому происходит обоюдная трансформация: в иллюзорном мире Дон Кихота дурные проступки людей, их подлость представляются результатом злого колдовства, а в реальности рыцарское благородство выглядит как сумасшествие.
Вывод
Роман Сервантеса — книга о несовпадении человека и окружающей его реальности. О несовершенстве мира и неизбежном поражении того, кто не может смириться с этим несовершенством. В этом свете фигура рыцаря Печального образа утрачивает комические черты, обретая трагическое величие.
После выхода 2-й части романа его автор стал популярным, а имя главного героя быстро сделалось нарицательным. Образ Дон Кихота — олицетворение человека, сражающегося за недостижимый в реальности идеал. Сервантес сам испытал в жизни немало несчастий, и награда в виде литературной славы стала достойным вознаграждением за его злоключения. Дон Кихот, умирающий в кругу близких людей, окружённый заботой, искренней любовью и печалью, тоже получил своего рода награду. Его благородные побуждения причинили любящим его людям немало тревог и хлопот. Но они не оставили его, и горькими слезами провожают уходящую в иной мир чистую душу.
Характеристика образа Дон Кихота может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.