Все влюблённые склонны к побегу
по ковровой дорожке, по снегу,
по камням, по волнам, по шоссе,
на такси, на одном колесе,
босиком, в кандалах, в башмаках,
с красной розою в слабых руках.
Булат Окуджава
История любви Ромео и Джульетты отнюдь не выдумана автором. Ещё до Шекспира были известны трагические истории о несчастных влюблённых из непримиримых семей. Например, в «Метаморфозах» Овидия рассказывается о Пираме и Фисбе, которые, как Ромео и Джульетта, из-за вражды родителей должны были тайно встречаться, и трагическая случайность погубила их. Этот сюжет неисчерпаем и относится к «вечным». Он имеет продолжение до наших дней и в литературе, и в жизни. Например, повесть Г. Щербаковой «Роман и Юлька» (первоначальное название), по которому снят известный фильм режиссёра Ильи Фрэза «Вам и не снилось…».
Авторская характеристика образа Джульетты, главной героини трагедии Шекспира, довольно исчерпывающая, она помогает понять внутренний мир героини и мотивы её поступков.
Содержание
Внешность и характер Джульетты до знакомства с Ромео
Джульетта родилась в знатной веронской семье Капулетти. Она единственная и любимая дочь у родителей, ей 13 лет, но через несколько недель должно исполниться 14. В Джульетту влюблён молодой граф Парис, родственник герцога Веронского. Он даже сватается к ней, но отец девушки считает, что его дочь ещё ребёнок, не знает жизни и не готова к браку. Однако Парис противоречит ему, утверждая, что и моложе Джульетты становятся уже матерями. На что отец отвечает, что если Парис добьётся её любви и согласия на брак, то он с этим смирится, так как его согласие заключено в согласии Джульетты. К тому же в доме Капулетти сегодня будет бал, и Парис сможет увидеть Джульетту и других девушек.
Шекспир не даёт подробного описания внешности Джульетты, но её образ легко угадывается из авторской характеристики. Во 2-ой сцене I акта её имя только упоминается, но можно уже предполагать, что это милая девушка, послушная, любимая, но не избалованная дочь знатных родителей. Отец утверждает: «Она — одна моя надежда в мире…». В 3-ей сцене она появляется сама, и кормилица называет её ласковыми словами «ягнёночек», «порхающая птичка», «мой свет», что говорит о любви к ней окружающих и близких.
Когда мать начинает разговор о том, что её руки´ просит Парис, Джульетта отвечает очень сдержанно и так, чтобы не обидеть отказом мать, которая, в отличие от отца, торопит дочь к браку.
Джульетта не по годам рассудительна, серьёзна и деликатна. Она, скорее всего, младше Ромео, но всё же в возникших отношениях с ним её решения являются определяющими.
Джульетта и Ромео
Увидев на балу в доме Капулетти Джульетту, Ромео с первого взгляда влюбляется в неё. И у девушки вспыхнуло ответное чувство. В разговоре с ним она держится уверенно и с достоинством. После окончания бала Джульетта просит кормилицу узнать, кто этот молодой человек, и та сообщает, что это сын Монтекки, с которыми у семьи давняя вражда. Но новое для неё чувство настолько сильно овладело ею, что она уже не может с ним совладать и ночью вслух говорит о своих мечтах снова увидеть Ромео. А он, стоя под её окном, слышит эти слова, признаётся ей в любви — так заключена клятва любви и верности.
Джульетта полюбила и не старается скрывать охватившего её чувства, но в то же время она стесняется того, что поступила слишком безрассудно, признавшись первой в любви. Она боится, что Ромео может назвать её ветреной, легкомысленной. Однако она первой говорит о браке. Она считает, что доказательством любви может быть только законный брак. Ромео поддерживает эту мысль и просит у отца Лоренцо обвенчать их. Тот согласен, так как видит в этом надежду на примирение двух враждующих семей.
После тайного бракосочетания
Обстоятельства становятся всё напряжённее: Ромео убивает Тибальта, и правитель Вероны изгнал его из города. Джульетта в отчаянии, так как родители торопят свадьбу с Парисом: они считают, что Джульетта скорбит об убитом родственнике Тибальта, и эту скорбь может унять только замужество, способное отвлечь её мысли о смерти брата. Разыгрывается странная сцена: любящий отец, узнав о нежелании дочери выходить замуж за Париса, впадает в ярость и оскорбляет Джульетту, она же думает только о том, как избежать брака с Парисом, ведь она уже жена Ромео. Так скоро Джульетта из послушной девочки превращается в мужественную молодую женщину, готовую на смерть, чтобы не нарушить клятвы, данной Ромео.
Лоренцо предлагает выход: Джульетта выпьет зелье, которое на два дня погрузит её в сон, а за это время прибудет Ромео, и они вдвоём сбегут из Вероны. Но письмо Лоренцо о тайном плане не дошло к Ромео из-за эпидемии чумы.
Джульетта полна решимости принять зелье, хотя в её душу закрадываются некоторые сомнения: вдруг Лоренцо хочет её отравить? Ей страшно также лежать в склепе среди мертвецов. Но она пересиливает все сомнения и страхи и выпивает зелье.
Прибывший слуга и друг Бальтазар сообщает Ромео о смерти Джульетты. Ромео в отчаянии отправляется в Верону. В склепе он видит мёртвую Джульетту и Париса. Ромео просит Париса уйти, но завязывается драка, и Парис убит. Ромео принимает яд. А проснувшаяся Джульетта, увидев мёртвого Ромео, закалывает себя его кинжалом.
И вот только теперь, над телами своих детей, враждующие семьи прекращают кровавые распри и примиряются. Какой ценой!
Вывод
В начале трагедии Джульетта Капулетти — обычная милая девочка. Она окружена любовью и заботой родителей, двоюродного брата Тибальта, кормилицы, ставшей по существу ей подругой, которой она доверяет все свои нехитрые секреты. У неё должно быть счастливое будущее, вот и жених уже появился.
Но о замужестве она пока не думает — любовь ещё не коснулась её сердца. Она послушна родителям, и на просьбу матери обратить внимание на молодого патриция Париса спокойно отвечает согласием.
Вражда двух семейств, Монтекки и Капулетти, её не очень волнует. Она не понимает причины этой вражды. Но Джульетта рассудительна и умна, имеет собственное мнение, поэтому после бала, полюбив Ромео, она делает вывод для себя, что «Ромео под любым названьем был бы тем верхом совершенств, какой он есть». Нельзя ненавидеть кого-то просто так, без причины.
Если Ромео опьянён любовью и в любую минуту готов на опрометчивые поступки (например, пробирается к дому Капулетти, забыв о предосторожности), то Джульетта всегда учитывает и анализирует ситуацию. Она, например, предупреждает Ромео об опасности, первая говорит о браке как о единственно возможном способе выражения любви, готова выпить зелье, предложенное Лоренцо, но размышляет о возможном результате и т. д. Взросление Джульетты происходит стремительно. Так же быстро её мягкость и доверчивость сменяются твердостью характера. Особенно ярко это проявляется в заключительном акте в сценах разговора с родителями, с кормилицей. Она готова пожертвовать всем и всеми ради своей любви.
Образ Джульетты — вечный символ всепобеждающей любви.
Характеристика образа Джульетты может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.