Элен Курагина — образ и характеристика героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Галерея женских персонажей, созданных Львом Толстым, огромна и многогранна. В художественной и философской концепциях писателя женщине отводилась особая роль. В представлении Толстого, женщина — хранительница семейного уклада, домашнего очага, базовых ценностей. Но далеко не все персонажи-женщины у Толстого таковы. В частности, характеристика образа Элен Курагиной — второстепенного, но важного женского персонажа романа-эпопеи «Война и мир» — это перечисление самых скверных и низменных человеческих пороков.

Красивая, но…

У Льва Толстого есть, наверное, излюбленный приём в разработке женских персонажей, применение которого позволяет уже в начале произведения определить, благоволит ли автор изображаемой им женщине. У великого русского писателя женщины, которым он благоволит, которых делает воплощением своих идеалов и представлений о жизни, в большинстве своём или откровенно некрасивы, или не особенно яркие. Вспомним хотя бы бесспорно любимую Толстым Наташу Ростову. Описывая её, писатель не стесняется даже употребить слово «некрасивая».

А Элен Курагину он описывает как очень эффектную светскую даму с какой-то «мраморной», «античной» красотой и всегда одинаковой для всех красивой улыбкой. О её глазах и взгляде он никогда не упоминает.

И Элен очень неплохо пользовалась своими бесспорно выигрышными внешними данными. Предпочитала максимально открытые наряды, понимая, что её прекрасное тело прельщает мужчин не меньше, а даже больше, чем её красивое лицо.

О ранних годах девушки в романе практически нет информации, но есть эпизоды, которые позволяют читателям составить представление о порочности этой особы. В частности, упоминание о романе Элен Курагиной с родным братом, Анатолем (один из отрицательных персонажей-мужчин в романе-эпопее). Их отцу, князю Василию, чтоб не допустить инцеста и позора для уважаемой семьи, пришлось разлучить брата и сестру, выслав Анатоля из своего дома.

Главное в жизни для Элен Курагиной — наряды и блистание в светском обществе. Она была не особенно умна, но определенное образование имела. В романе содержится намек, что девушка, возможно, училась в Смольном институте. Возможно, из-за этого в обществе её ошибочно считали не только красивой, но и умной.

Этот персонаж в противовес Наташе Ростовой — воплощение другого контраста: если у Наташи внешняя некрасивость компенсировалась красотой, добротой и отзывчивостью души, то у Элен Курагиной душа была черства, сердце бесчувственно, а желания — корыстны и порочны. Ей присущи также следующие черты характера: самодовольство, эгоистичность, безнравственность, эгоистичность, лицемерие, глупость.

Наказание за порочность

Элен влюбляет в себя одного из главных мужских персонажей романа — Пьера Безухова. Не разобравшись в её истинной сути, он женится на этой красивой девушке из хорошей и уважаемой им семьи.

Но этот брак дал трещину в первые же дни после свадьбы. Оказалось, что Курагиной от Пьера было нужно только одно — его богатство. Она всегда мечтала быть не только красивой, но и состоятельной дамой, её прельщала статусность, она рассматривала богатство как возможность иметь лучшие наряды, лучшие украшения, блистать в обществе, устраивать приемы и званые обеды, быть уважаемой и желанной.

Элен не собиралась быть примерной женой и хорошей матерью. Она совсем не хотела детей, а от Пьера Безухова — тем более. И ей была абсолютно чужда супружеская верность. Но при этом женщина была настолько порочной, что даже свои измены мужу обставляла по-особенному. И пример этого — её отношения с Долоховым. Изменив Пьеру с этим кутилой и повесой, который в обществе Безухова кичился своей «победой», издевался над Пьером. После дуэли между Безуховым и Долоховым, во время которой муж ранил любовника, Элен отчитывает Пьера, обставляя всё так, будто она — несчастная оклеветанная женщина, а он — обезумевший ревнивец.

В конце концов, Элен получает то, к чему стремилась: расстаётся с мужем, получив в пользование большую часть его состояния. Она собралась выйти замуж за иностранного принца. Чтобы получить развод с Пьером, Элен перешла из православия в католичество.

Но Лев Толстой не был бы Львом Толстым, если бы такой персонаж как Элен восторжествовал. У этого писателя нет для таких персонажей позитивных финалов. Элен умирает в молодом возрасте, предположительно, из-за приступа стенокардии.

Вывод


Толстой, воплотив в «Войне и мире» образ Элен Курагиной, как бы говорит читателям и читательницам: «Не грешите, не впадайте в порок. К добру это не приведёт». Впрочем, неотвратимое наказание для негативных персонажей — одна из главных особенностей русской классической литературы.

Характеристика образа Элен Курагиной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *