Антон Павлович Чехов задумывал «Вишнёвый сад» как комедию. Первая постановка пьесы состоялась ещё при жизни автора, но режиссёр не показал в полной мере комедийную составляющую пьесы. Однако один персонаж полностью оправдывает жанр «Вишнёвого сада». Характеристика образа Гаева в полной мере передаёт комичность пьесы.
Содержание
Характер
Гаев относится к уходящему поколению персонажей «Вишнёвого сада». Это старший брат Любови Андреевны Раневской. Перед читателем предстаёт немолодой (ему 51 год), но так и не повзрослевший мужчина. По сути, Леонид Андреевич — владелец усадьбы, но его не волнует её состояние, хотя он изо всех сил демонстрирует противоположные чувства. Это совершенно неприспособленный к жизни человек, большой ребёнок. Его «детскость» проскальзывает везде: в неспособности позаботиться о себе (за ним ухаживает старый Фирс), в любви к играм (всё время проводит в мужском клубе, играя в бильярд), поедание леденцов (на которых, как говорит сам персонаж, он «проел состояние»).
Помещик явно образован, наверно, получил какое-то специальное образование потому, что ему предлагают работу в банке. Но из-за непостоянного и поверхностного характера, он вряд ли удержится на новом месте, как считают другие персонажи пьесы.
Леонид Андреевич, в сущности, незлой человек: он любит своих племянниц и сестру, он по — доброму относится к окружающим, не обижается на насмешки. Но в нём нет стержня. Помещика ничего не волнует, он не хочет и не может на чём-то сосредоточится. По этой причине Леонид Андреевич упустил фамильное поместье, довёл его до разорения.
А ещё он очень сентиментален: разговаривает сквозь слёзы со шкафом, как с одушевлённым предметом («… многоуважаемый шкаф…»), любуется цветущим садом, любое воспоминание вызывает в нём слёзы. Однако все переживания его поверхностны и несерьёзны. Это можно увидеть на примере его поведения после продажи сада. Он вроде бы переживает, но едва заслышав удары шаров, идёт в бильярдную.
Гаев безответственный и не благодарный человек. Он забывает в доме своего верного слугу, который за ним смотрел, как за ребёнком.
Многое изменилось в усадьбе за время отсутствия Раневской, но только Гаев остаётся прежним, о чём ему сообщают другие персонажи пьесы.
Брат и сестра
Гаев и Раневская — представители не только одной семьи, но и одного поколения. Это проявляется не только во внешнем сходстве, но и в характере. Оба изнежены и не подготовлены к жизни. Оба вроде, как переживают за судьбу своего вишнёвого сада, но ничего не делают для его спасения. Вся их жизнь прошла в балах, веселье, ничегонеделанье. Об этих людях всегда заботились, всё у них было. Брат и сестра не могут удержать то, что передано им в наследство и не замечают, как нажитое предками состояние приходит в упадок. Раневская и Гаев не принимают предложение Лопахина о сдаче имения в аренду дачникам. Для них это унизительно, но сами предложить ничего не могут, кроме, как добыть деньги каким-нибудь фантастическим путём («Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека..»). Их рассуждения далеки от действительности, поэтому их вишнёвый сад уходит с молотка.
И Гаев и его сестра живут прошлым, они постоянно вспоминают своё детство, но их не заботит будущее.
Однако, фигура Гаева ещё более инфантильна и комична, чем сестры. Если Раневская вышла замуж, у неё есть родная и приёмная дочери, то Гаев не обзавёлся семьёй. Он не способен о ком-то заботиться и тем более содержать. Леонид Андреевич живёт под неусыпной заботой старого Фирса, который следит, чтобы барин надел тёплое пальто и вовремя лёг спать. Он целые дни проводит в клубе за игрой в бильярд, и чувствует себя вполне счастливым.
В то же время Любовь Аркадьевна более расточительна, например, она легко даёт деньги попросившему подвыпившему прохожему, подаёт большие чаевые. А её брат не одобряет этих поступков.
Отличие Гаева от сестры можно проследить и в отношении к ним окружающих. Если Раневскую слушаются дочери, слуги; с ней делится своими мыслями по возможному спасению сада Лопахин, беседует Трофимов. То Леонида Аркадьевича никто не воспринимает всерьёз. Его постоянно одёргивают племянницы, когда он начинает говорить, над его рассуждениями насмехается Петя Трофимов, к нему с нескрываемым презрением относится наглый лакей Яшка, а Лопахин в сердцах называет помещика бабой.
Отдельного внимания заслуживает речь помещика. Леонид Андреевич много и цветисто пытается говорить, но его никто не слушает. Его слова лишены смысла, он часто пересыпает свою речь бильярдными терминами, не к месту произносит слово «Кого?»
Вывод
Мастерство А. П. Чехова раскрывает сущность старого мира, представители, которого уже ни на что не способны. Они живут прошлым и ничем не пытаются изменить свою рушащуюся жизнь. Образ Гаева, незначительный и неглубокий, даёт лучше понять главный смысл пьесы «Вишнёвый сад».
Характеристика образа Гаева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.