Иногда рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» сравнивают с американским романом «Хижина дяди Тома». Конечно, судьба чернокожего раба намного трагичнее случая с крепостным крестьянином. Но эти два произведения объединены общим посылом: положение, при котором один человек может отнять у другого всё, безнравственно. При прочтении обоих произведений нормальному человеку становится невыносимо стыдно и горько за такой порядок вещей. Но если Том пробудил единодушное сочувствие читателей, то характеристика образа Герасима вызвала в своё время множество споров и противоречивых оценок.
Содержание
Переезд в Москву
Первое, что обращает на себя внимание в портрете Герасима — это его огромная физическая сила. Богатырское сложение, небывалая мощь требуют соразмерной работы. Он словно создан для сельского труда: косьбы, пахоты, молотьбы — справляется за четверых, уважаем в своей среде, вызывает восхищение ловкостью и сноровкой. Любая девушка в деревне с удовольствием пошла бы за него. Немой богатырь с уважением относится ко всему крепкому, мощному, настоящему. Об этом свидетельствует даже мебель в его московской каморке. В Москве, где люди, вещи, работа — всё какое-то мелкое, незначительное, ему не место. Его силу не к чему приложить, и Герасим не чувствует себя нужным, не получая от работы дворника удовлетворения.
Глухонемой от природы силач и в родных краях жил один, ни с кем не сближался, но односельчане, знавшие Герасима с детства, давно научились общаться с ним. А в Москве он оказался вдвойне изолированным от людей. Новая обстановка вызывала недоумение. Суетная городская жизнь была непонятна. Порой Герасим часами лежал вниз лицом в укромном уголке двора. Такова была его тоска, его нежелание смотреть на окружающее. Дом, родные места, знакомые с детства люди, приносящий удовлетворение, хоть и тяжёлый, труд, ощущение собственной значимости — первое, что отняла у своего крепостного барыня, считавшая, что облагодетельствовала его.
Татьяна
Потеря Татьяны лишила Герасима надежды на семейное счастье, обрекла его на вечное одиночество. Нелепость произошедшего заключается в том, что расположенная к своему дворнику хозяйка, возможно, одобрила бы брак с запуганной и скромной прачкой. Но она ничего не знала о намерениях Герасима, а доложить об этом никто не решился. Дворецкий выдумывает хитроумную комбинацию, чтобы отвадить немого дворника от Татьяны. Казалось бы, в произошедшем вина не в меру старательных слуг. Однако именно барыня создала в своём доме обстановку, где люди больше всего боятся не угодить ей и лгут даже в мелочах. Так Герасим потерял шанс иметь семью. Безграничная власть над крепостными разрушает их жизни даже без прямого желания хозяина.
Герасим не случайно выделил кроткую Татьяну среди других. Старательная, работящая прачка часто была мишенью злобных нападок, мерзких шуток. Как всякий физически сильный и морально здоровый человек, немой богатырь чувствует потребность в защите слабых и обездоленных. Поэтому он покровительствует женщине, и, уже расставшись с Татьяной, подбирает маленькую собачку, которую кто-то пытался утопить.
Муму
С того времени, как Герасим принёс дрожащего щенка в свою комнату, его жизнь изменилась. Герой радостно смеётся впервые за весь рассказ именно в тот момент, когда Муму, захлёбываясь и фыркая, пьёт молоко из миски. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей», — пишет автор. Конечно, эта привязанность к собаке – только суррогат настоящих семейных отношений, но в то время, пока Муму жила в каморке Герасима, он действительно был счастлив.
По настоянию барыни, собаку нужно уничтожить. Герасим сам берётся исполнить приказание. Праздничный кафтан на нём в момент выхода со двора подчёркивает торжественность, значимость момента для него. Почему Герасим сам убивает Муму, не отдаёт её для расправы другим? Герой не мог допустить, чтобы перед смертью рядом с его любимицей оказался чужой человек, чтобы жизнь Муму была отнята равнодушными, злыми руками.
Чтобы утопить собаку, Герасим довольно далеко отплывает от Москвы, долго гребя вёслами, пока даже подмосковные огороды не исчезли из виду. Он хочет, чтобы Муму умерла подальше города, который забрал у него всё, что он любил.
Финал
Вернувшись в своё село, Герасим возвращает себе хотя бы часть того, чего его лишили. Он не надеется на справедливость судьбы по отношению к себе. В его жизни больше не будет ни женщины, ни собаки. Но он уходит туда, где чувствовал себя человеком. Он оставляет Москву, потому что раба в полном смысле слова из него так и не удалось сделать. Образ Герасима, как это ни парадоксально, — один из самых духовно свободных персонажей русской литературы. Крепостной крестьянин, чья судьба определяется взбалмошной, недалёкой старухой, свободен, если он чувствует себя человеком, достойным уважения, способным трудиться, испытывать настоящую любовь, искреннюю привязанность.
Характеристика образа Герасима может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.