Александр Николаевич Островский всё своё творчество посвятил исследованию мира русского купечества. Он сказал о нём так много и так исчерпывающе, что после него уже никто ничего нового сказать не смог.
Но патриархальное устройство этого мира показано им как «тёмное царство», в котором царят произвол, слепое повиновение, страх одних перед другими.
Характеристика образа Катерины помогает понять страшный семейный деспотизм, господствовавший в быту части купечества того времени.
Содержание
«Мысль семейная»
В литературе XIX в. много произведений, в которых прослеживается эта тема. Можно вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», в которой царили мир, согласие и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «хранили… привычки милой старины», а детей воспитывали в наивной вере в предания, предсказанья, но в то же время приобщали к чтению французских романов.
Или семья Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также царили согласие, любовь и уют. Именно в семье Петруша Гринёв получил основные нравственные уроки о чести, справедливости, чувстве морального долга перед Отечеством. «Береги платье снову, а честь смолоду», — учил его отец.
Совсем другая атмосфера в семье Кабановых, куда попадает Катерина после замужества. Это также патриархальная семья, но нет в ней ничего похожего на то, что видели читатели в семьях Лариных или Гринёвых. Почему так отличалась семейная атмосфера в различных произведениях той же эпохи?
Сначала о том, что означает выражение «патриархальная семья».
Патриархальная семья
В патриархальной семье главой является отец. Понятие «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).
Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал женщин интеллектуально и физически менее полноценными, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны находиться в собственности мужчин, рожать детей и служить мужчинам в доме. Это, по его мнению, естественно.
Совсем не так было в Древнем Египте. Там женщины не только самостоятельно могли заниматься торговлей, но также имели право участвовать в местном суде, продавать и покупать недвижимость, получать ссуды, заверять юридические документы.
В России распространилось греческое понимание роли женщины в семье в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего учеником Аристотеля.
Характеристика Катерины
Катерина — главная героиня драмы А. Островского. Полное её имя — Катерина Петровна Кабанова, она жена Тихона Кабанова. Это молодая красивая женщина с открытым свободолюбивым характером. Она из мещанской семьи.
Воспитание
Детство Катерины было вполне безоблачным: в родном доме её любили и берегли, не ограничивали свободу. О детстве и юности Катерина сама рассказывает в своих монологах, которые по настроению и напевности сходны с русскими народными песнями. Они наполнены радостью бытия и любовью окружающих: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» В родительском доме она чувствовала себя вольной птичкой.
Вся юность Катерины полна светом и радостными переживаниями. В её вере переплелись языческие и христианские мотивы, которые в душе девушки соединились в одно яркое ощущение счастья. Она радуется, находясь в храме, в саду, где кланяется солнцу, деревьям и траве. Рано утром, выйдя в сад, она плачет от переполняющего её счастья и на коленях молится всему, что её окружает. В одном из монологов она вопрошает: «… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» Эти слова говорят о её возвышенной душе.
Замужество
Но вот пришло время выходить замуж, и Катерина стала женой Тихона. Замужество её не было насильственным, но не было там и любви. Просто пришло время, а по патриархальной традиции принято было спокойно подчиняться общепринятому распорядку.
О любви речи не шло вообще. Если вспомнить разговор Татьяны Лариной с няней, то увидим то же самое.
— Была ты, няня, влюблена? — спрашивает Татьяна.
И няня отвечает:
И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
Татьяна и няня в слово «любовь» вкладывают разные смыслы: для крестьянки это слово означало запретное чувство не к мужу, а к чужому мужчине. А для романтичной Татьяны, начитавшейся французских любовных романов, любовь — возвышенное чувство.
В доме Кабановых Катерина оказывается в «темном царстве» духовной тюрьмы. Чистая, мечтательная, верующая девушка попадает в мир, где ей нечем дышать. Муж никогда не заступается за неё, он действует по указке матери, у которой в подчинении весь дом.
Катерине особенно тяжело, потому что она не идёт на компромиссы, как, например, Варвара, сестра Тихона. Она не умеет обманывать и притворяться. «Здесь все как будто из-под неволи», и такая жизнь для неё становится невыносимой. Её душевное состояние усугубляют и приходящие в дом Кабанихи странницы, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И светлый мир Катерины постепенно затемняется разговорами о «последних временах», о людях с пёсьими головами, о скором конце света.
К тому же у Катерины нет детей, и это обстоятельство её очень угнетает. Она очень любит детей и считает, что они скрасили бы её тяжёлое душевное состояние. Кабаниха же обижает молодую невестку, но та все обиды сносит терпеливо и уважительно относится к свекрови.
Отношения Катерины с Борисом
Борис — племянник Дикого. Он приезжает в город Калинов и влюбляется в замужнюю Катерину, она отвечает ему взаимностью. Но наедине им негде встречаться, они видятся только на бульваре и в церкви.
Когда муж Катерины уехал по делам из города, Катерина и Борис 10 дней тайно встречаются каждую ночь. Но после возвращения Тихона их тайные встречи прекращаются. Катерина тоскует по Борису, не может скрыть своих чувств и рассказывает о своей измене мужу и свекрови.
Избитая мужем, она попадает под ещё больший гнёт Кабанихи, и жизнь её в их доме становится невыносимой. Варвара описывает состояние Катерины так: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! <…> Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск…»
История любви Катерины и Бориса заканчивается тем, что Дикой отсылает племянника по делам в Сибирь на 3 года. И Борис не спорит: он надеется получить наследство от своего родственника, а значит — надо подчиниться. Катерина хочет, чтобы он взял её с собой, просит об этом, но и здесь Борис малодушничает — он боится Дикого. Прощаясь с любимой женщиной, Борис рыдает, но ничего не делает для неё. Фактически он предаёт Катерину и свою любовь.
И больше Катерине нет смысла жить. Она бросается в Волгу и погибает. Кабаниха говорит плачущему над мёртвой женой Тихону: «…Полно! об ней и плакать-то грех!..» Тихон добрый человек и по-своему любит жену, но он полностью лишён воли и весь в подчинении матери. Хотя и поздно, но всё-таки из его души вырывается протест: над телом Катерины он кричит: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы!..»
Вывод
Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом. Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно. Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.
Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.
Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.