Князь Мышкин — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

Первая загадка одного из самых таинственных персонажей романов Фёдора Михайловича Достоевского содержится в его имени. Громкий, свидетельствующий о древности рода титул «князь» соседствует с простой, даже забавной фамилией Мышкин. И уж совсем диссонансом выглядит здесь имя Лев, вызывающее ассоциацию с силой, властью, угрозой. Характеристика образа князя Мышкина, главного героя романа «Идиот», так же неоднозначна, противоречива, как его имя. Сила безусловной любви к людям и искренность убеждений этого героя соединены с его болезненной слабостью, неопытностью, простодушием.

Внешность

Фёдор Михайлович наделяет своего героя привлекательной внешностью. Голубые глаза Льва Мышкина удивляют мягкостью и внимательностью взгляда, а лицо князя автор называет приятным. Его внешность располагает к себе. Мышкин молод, ему 26 лет, но выглядит ещё моложе, в его мимике и жестах наблюдатели постоянно отмечают что-то детское, непосредственное.

Автор и персонаж

Достоевский хотел изобразить человека, близкого к нравственному идеалу, современного Иисуса. Главный герой романа чрезвычайно много значил для Фёдора Михайловича. Это ясно уже по тому, сколько личного опыта, собственных переживаний писатель вложил в этот образ. Мышкину автор доверил подробный рассказ о чувствах приговорённого к смерти и внезапно помилованного человека, дал высказать свои мысли о смертной казни, о католицизме, атеизме и других социальных проблемах, которые, судя по публицистике писателя, его волновали. Даже своей болезнью (эпилепсия) Достоевский поделился с героем.

Идеал доброты


По мере работы над романом писатель осознал, что в России, в обществе его персонаж не мог вырасти таким, каким был задуман, то есть образцом добродетели и сердечности. Поэтому детство Мышкина прошло в маленькой швейцарской деревушке, почти в одиночестве, в тесном контакте с природой. С деревенскими жителями Лев общался мало. Более близкие отношения завязались лишь в последние годы.

Князь бессребреник. Из-за особых условий своей жизни он не привык к роскоши, ему непонятна власть, которую дают деньги. Наследство, свалившееся на него, ему почти безразлично. Богатый наследник без споров и судебных разбирательств удовлетворяет все претензии к своему покойному благодетелю. Даже самозванному «сыну Павлищева» с приятелями, позорящими его имя в печати, князь помогает по мере сил.

Обидеть Мышкина невозможно. Иволгин, несколько раз назвавший его идиотом в лицо, Лебедев, участник затевавшихся против Льва Николаевича интриг, Келлер, автор гнусной клеветнической статьи, и другие — все в своё время становятся его сторонниками, помощниками, друзьями.

Особенно тянутся к князю подростки. Они чувствуют его искренность, неумение что-то скрывать, кривить душой. Это взрослые доверчивую открытость считают недостатком, признаком идиотизма. А для подростков это проявление доброты и высшей честности.

Князь и общество

Лев Николаевич Мышкин свободно чувствует себя даже с малознакомыми людьми, охотно начинает и поддерживает разговор. Рассказывает интересно, последовательно, делая акцент на своих переживаниях, но ничего не преувеличивает, не приукрашивает. Рассуждения его логичны, обоснованы, демонстрируют своеобразный ход мыслей. Враждебность или недоверие слушателей, не заставляют его замкнуться или ожесточиться. Напротив, со словами «Вы, должно быть, неправильно поняли…» князь спешит исправить недоразумение. Его искренность настолько необычна, что у Епанчиных при первой встрече возникает подозрение в особо изощрённой хитрости бедного родственника.

Некоторые темы особенно волнуют Мышкина. Тогда он говорит торопливо, сбивчиво, эмоционально. В горячке, спеша высказать свою мысль, не замечает неуместности своего монолога, неловкости ситуации. Так произошло на светском приёме у Епанчиных, где, вспомнив о Павлищеве, своём спасителе, князь незаметно перешёл к католицизму, атеизму, социализму, особому пути России, православной вере, спасающей мир. Это горячечное, почти в состоянии бреда выступление в итоге спровоцировало припадок.

Любовь


Сюжет романа основан на странной любви князя к Настасье Филипповне и Аглае Епанчиной. Обе женщины удивительно красивы. Физическая красота немного значит для князя, но читатель понимает, какое огромное воздействие она оказывает на его впечатлительную натуру. В Аглае и в Настасье Филипповне Лев Николаевич увидел то, что не могло оставить его равнодушным: глубокое внутреннее страдание. Настасья убеждена, что из-за совершённого над ней в детстве насилия она не имеет права на счастье и даже на простую благополучную жизнь. Мышкин любит презирающую и ненавидящую себя женщину христианской любовью, всё прощающей, всё понимающей и принимающей. Герой чувствует, что глубоко травмированная, сходящая с ума женщина способна погубить его самого, но не может отказать ей в своей заботе и любви. Ведь это единственное, что есть у несчастного создания.

Своенравной красавице Аглае Лев Мышкин нужен потому, что этот странный блаженный человек единственный видел в ней не избалованную, капризную девочку, а женщину, тяжело переносящую пустоту своего существования. Её страстная душа, острый ум, сильный характер, высокие побуждения требовали яркой, насыщенной жизни, высоких целей, напряжённого труда. А ей с детства предназначались комфорт, покой, благополучный брак, скучное размеренное бытие, наполненное лицемерием. Посвятив себя служению той бескорыстной любви, которую нёс в этот мир князь Мышкин, Аглая обрела бы смысл жизни, спасла бы свою душу, но она не сумела разгадать истинной природы чувств Мышкина к Настасье Филипповне, подняться выше женской ревности, и это погубило всех.

Финал

Убедившись, что Настасья Филипповна мертва, князь не бежит в ужасе от её убийцы, а остаётся с Рогожиным, даже когда тот уже впадает в бред. Он продолжает выполнять свою земную миссию – быть рядом с тем, кто страдает, облегчать мучения, усмирять тревогу. Образ князя Мышкина служит наглядной иллюстрацией судьбы Христа, если бы он со своей всепрощающей любовью появился бы в практичном, циничном и лицемерном XIX веке. Даже хорошие люди не узнали и не поняли бы его, сочли бы странным и больным. Мошенники попытались бы воспользоваться наивностью и неопытностью больного человека, а многих он бы просто раздражал. Судьба его, согласно роману Фёдора Михайловича, была бы весьма печальна, поскольку настоящей чистой, духовной любви, по мнению автора, нет места в этом мире.

Характеристика образа князя Мышкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *