Княжна Мери — образ и характеристика героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться», — так писал Печорин в своём журнале.

Но в отношении княжны Мери не было даже этого — любви для себя. Здесь было эгоистическое желание досадить Грушницкому и потешить своё самолюбие, влюбив в себя очередную жертву — молоденькую девушку-аристократку, фактически ещё девочку. По его собственному признанию, Мери он не любил и никогда не женился бы на ней.

Характеристика образа княжны Мери дана в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» достаточно полно, эта девушка наделена автором самыми лучшими качествами, поэтому особенно жаль, что на её пути встретился Печорин, который не считался с чувствами других людей.

Происхождение и социальный статус

Мария Лиговская — настоящее имя героини. Мать называет её на английский манер — Мери. Она ещё очень молода, по авторской характеристике («молодая, едва распустившаяся душа», «любовь молоденькой девочки» и др.) можно предположить, что ей едва ли больше 16 лет. Она родилась и выросла в Москве.

Княжна — единственная дочь в богатой семье знатного происхождения, она завидная невеста, окружена толпой поклонников. В Пятигорске они с матерью жили в одном из лучших домов города.

Внешность


Княжна Мери прекрасна своей молодостью, врождённой грацией и воспитанием. Она стройна, легка на ногу, даже в её походке чувствовалось какое-то особое благородство. Бархатные глаза с длинными ресницами смотрели мягко, как будто гладили. Лицо её было подвижно и выразительно.

Густые волосы, гибкий стан, маленькие нежные руки, маленькие ножки дополняли портрет девушки.

Одевалась княжна Мери со вкусом, который выражался в том, что в её одежде не было ничего лишнего. От этого она испытывала недоброжелательство со стороны многих дам: они всегда смотрели на неё с завистью.

Характер и образование

Княжна Мери умна и образованна. Она знает иностранные языки (английский, французский), в оригинале читала Байрона. Изучала алгебру. Хорошо играет на фортепьяно и поёт, прекрасно танцует. У неё хорошая, грамотная речь, а шутки её милы и остроумны.

Но она ещё очень молода, и сердце её неопытно. Она ещё не научилась лицемерить, притворяться, поэтому её поведение отличается живой непосредственностью, сдерживаемой только воспитанием, но не жизненным опытом. Как всякая светская девушка, она умеет кокетничать и капризничать.

Её социальное положение, состояние и образование воспитали в ней независимый, смелый и самолюбивый характер. Но твёрдости в её характере пока нет — она ещё слишком молода. Сначала она испытывала неприязнь к Печорину, затем ей наскучил Грушницкий, а Печорин возбудил интерес своей оригинальностью и в результате добился своего — она его полюбила.

Княжна Мери и Печорин


Герои встретились в Пятигорске, где Мери с матерью лечились на водах. Здесь у них есть общие знакомые, но Печорин пока не намерен знакомиться с Лиговскими. Он видит, что княжной увлечён Грушницкий, это вызывает в нём зависть, и он начинает дразнить его, подогревая к себе интерес девушки.

Через некоторое время на балу Печорин приглашает её на танец — так они знакомятся. Он решает ухаживать за девушкой ради забавы и в пику Грушницкому, который его раздражает своим поведением. Внимания княжны Мери он добивается по своей «системе», которую испытал уже в отношениях с другими женщинами. Печорин делает вид, что она ему не интересна, не спешит войти к ним в дом, своими остроумными разговорами привлекает других, чтобы возбудить к себе интерес и т. д. В конце концов, его «система»  действует: неискушённая в интригах девушка влюбляется в него. Он сам себе не может объяснить, для чего употребляет столько усилий для привлечения внимания Мери: «…зачем я так упopно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..»

Но объяснение этому всё-таки есть. Во-первых, ему хотелось взбесить Грушницкого, которому нравилась княжна Мери, и она вначале выражала интерес к Грушницкому, а это вызывало у Печорина зависть. В этом он признавался себе. Во-вторых, вечно скучающему и не находящему себе места Печорину нужны были новые впечатления. В-третьих, ему необходимо было скрыть от окружающих его отношения с Верой, которая была замужем. Получается, что княжна Мери просто стала случайной жертвой безнравственной игры Печорина.

Грушницкий всё сильнее влюбляется в княжну Мери, но она перестала уже им интересоваться, теперь Печорин завладел её душой. Между бывшими приятелями обостряется неприязнь, окончившаяся дуэлью и гибелью Грушницкого.

Княжна Мери любит Печорина и страдает от неопределённости их отношений, но чужие страдания для него являются пищей, поддерживающей его душевные силы. Это настоящий духовный вампиризм.

Наконец она признаётся Печорину в любви, но слышит в ответ: «Княжна … вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня…»

«Я вас ненавижу…», — говорит девушка.

Вывод


Свои эгоистические поступки Печорин всегда оправдывает. Например, во время объяснения с Мери он говорит, что с самого детства, когда в нём замечали признаки дурных свойств, которых не было, они в нём появлялись: скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть к другим, ложь… И заключает: «…я сделался нравственным калекой…» То есть, в формировании его характера были виноваты другие, но не он сам. Но дурные свойства не могли появиться вдруг и ниоткуда, а раз другие в нём их видели — значит, они и были. В результате страдают все, кто встречается на его пути, особенно женщины. Умная, чистая и наивная княжна Мери пока ещё недостаточно разбирается в людях и не может разгадать рассчитанную игру Печорина. Наблюдая за ней, Печорин угадывает в ней противоборство двух начал — естественности и светскости, понимает сущность молодой девушки, которой интересно всё таинственное, загадочное. Познакомившись с Печориным, она потеряла интерес к остальным поклонникам: по сравнению с ним все казались ей жалкими и «прескучными».

Но любовь девушки ему не нужна. Личная свобода для него важнее всего. Образ княжны Мери, как и остальные образы романа, подчинен логике раскрытия образа Печорина.

Характеристика образа княжны Мери может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.