«Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов) — характеристики героев

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была написана Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1863–1877 годах. В ней рассказывается о путешествии по Руси семерых крестьян, которые искали счастливого человека. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей поэмы.

Содержание

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом Онисимович и Пров — эти семеро странников являются собирательным образом русских крестьян. Они временнообязанные, то есть уже не крепостные, но за пользование землёй обязаны были нести повинности в пользу помещиков, которые раньше были их владельцами.

Жили эти семеро крестьян в смежных деревнях «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости». Сойдясь на столбовой дороге, они заспорили о том, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Решили мужики выяснить это и пошли странствовать — искать счастливого человека.

Другие персонажи

Крестьяне и холопы

Вавила (часть 1, глава 2 «Сельская ярмонка»)

Вавила — старый крестьянин, который приехал на ярмарку и «пропился до грошика». Он любовался детскими козловыми ботиночками и говорил, что когда поехал на ярмарку, пообещал внучке купить козловые ботиночки да все деньги пропил, а сейчас внучку ему жалко. Народ слушал его, сочувствовал, а Павлуша Веретенников не только пожалел Вавилу, но и купил для его внучки ботиночки. Тот на радостях даже забыл поблагодарить его и был таков!

Яким Нагой (часть 1, глава 3 «Пьяная ночь»)

Яким Нагой — старый крестьянин, рассказавший странникам о беспросветности и безнадёжности жизни крестьян. О себе Яков говорит: «В деревне Босове //Яким Босой живёт, //Он до смерти работает, //До полусмерти пьёт!..» Раньше этот старик жил в Петербурге, да угодил в тюрьму, потому что вздумал с купцом тягаться. Когда вернулся на родину, стал пахарем: «С тех пор лет тридцать жарится //На полосе под солнышком». Яким считает, что крестьяне пьют водку из-за тяжёлой жизни, и оправдывает их.

Подробная характеристика Якима Нагого здесь.

Дворовый человек князя Переметьева (часть 1, глава 4 «Счастливые»)

Когда семеро странников на ярмарке покрикивали: «Эй! нет ли где счастливого?» — один дворовый человек заявил, что он счастлив тем, что был любимым рабом князя Переметьева. Хвалился он, что жена его была у князя любимая раба, а дочка училась вместе с барышней разным языкам, и ей позволялось садиться в присутствии княжны. Гордился этот дворовый человек и тем, что болен благородной болезнью — подагрой, «какая только водится у первых лиц в империи».

Любимый раб князя Переметьева заявил, что болезнь такая бывает у тех, кто лет тридцать пьёт «шампанское, бургонское, токайское, венгерское». А он получил её из-за того, что 40 лет прислуживал за столом светлейшему князю Переметьеву, а потом лизал тарелки «с французским лучшим трюфелем» и допивал из рюмок иностранные напитки.

Ермил Ильич Гирин (часть 1, глава 4 «Счастливые»)

Ермил Ильич Гирин — крестьянин. Когда-то он был бурмистром (старостой), и сейчас — мельник. Это умный, честный, умный, волевой и смелый человек. За такие качества характера вотчина и выбрала когда-то Гирина бурмистром.

Но однажды Гирин совершил неправедное дело (послал в солдаты вместо своего брата другого парня). После этого совесть его так замучила, что он хотел повеситься. Признался Гирин в своём преступлении народу. Парня вернули домой, а брата Ермилы отправили служить солдатом.

Подробная характеристика Ермила Гирина здесь.

Ненила Власьевна (часть 1, глава 4 «Счастливые»)

Ермил Гирин, которого вотчина избрала бурмистром (старостой), правил крестьянами честно, никого не притеснял, но однажды выгородил своего младшего брата из рекрутчины и забрили тогда в солдаты сына Ненилы Власьевны. Она горько плакала, кричала: «Не наш черёд!» Но что могла сделать бедная крестьянка?

И тут Ермил, покончивши с рекрутчиной, стал тосковать, печалиться. Раскаялся он в том, что поставил сына Ненилы Власьевны не в очередь, повинился перед ней, на колени пав. Все боялись, что он повесится. Помещик, чтобы не потерять такого хорошего бурмистра, смог вернуть сына Власьевны домой, а в солдаты сдали брата Ермила Гирина.

Влас Ильич (часть 2 «Последыш»)

Влас Ильич — седой старик, бурмистр в крестьянской общине бывших крепостных князя Утятина. При крепостном праве служил в бурмистрах и у этого помещика. Когда крепостное право отменили, Влас отказался быть бурмистром Утятина, не желавшего признавать, что у него сейчас нет крепостных. Роль бурмистра перед князем стал исполнять Клим Лавин. На самом деле, крестьяне оставили бурмистром Власа, так как он мужик умный, серьёзный, уважаемый односельчанами.

Клим Яковлевич Лавин (часть 2 «Последыш» и часть 4 «Пир — на весь мир», глава 1 «Горькое время — горькие песни»)

Клим Лавин — мужик «присадистый, с широкой бородищею».

После отмены крепостного права старый помещик Утятин отказывался верить в это. Его сыновья попросили бывших крепостных относиться к  барину по-прежнему, как будто они крепостные, чтобы не расстраивался старый Утятин. За это его сыновья пообещали им подарить «луга поёмные» около Волги. Бурмистр Влас Ильич отказался исполнять перед Утятиным эту роль. Тогда Клим Лавин предложил, чтобы выбрали крестьяне его бурмистром.

Долго думали односельчане, делать ли его бурмистром, потому что он был «и пьяница, и на руку нечист». Лавин не работал, общался с цыганами, был бродягой, коновалом.

Некрасов так характеризует его: «Умён, а грош не держится, //Хитёр, а попадается //Впросак! Бахвал мужик!»

Крестьяне решили оставить бурмистром Власа Ильича, а старому барину сказали, что бурмистром стал Клим Лавин. Климу эта должность была по нраву: «Бегает, //Чудит, во всё мешается, //Пить даже меньше стал!»

Перед Утятиным Клим юлит, покорно кланяется ему почти до земли. Так до самой смерти барина и играл Лавин роль подобострастного бурмистра.

Сидор (часть 2 «Последыш»)

Об этом мужчине рассказал один из семи странников, старик Пахом. Когда-то Пахом по подозрению попал в острог и видел там мужика, которого судили за конокрадство. Этот мужик, Сидор, из острога посылал барину оброк. Над ним смеялись другие заключённые, говорили, что если его пошлют на поселение, пропадут его деньги, а он отвечал: «Всё лучше». Привык Сидор быть в подчинении у помещика и платить оброк.

Ипат — холоп чувствительный (часть 2 «Последыш»)

Ипат — старый, верный холоп князя Утятина, любящий своего барина. Когда готовилась отмена крепостного права, он не хотел этому верить.

Ипат часто рассказывал о том, какие барские милости испытал на своём веку, как его, когда он был маленьким, «князюшка» в тележку запрягал. А когда подрос Ипат, барин зимой в двух прорубях выкупал его. Когда он был уже немолодой, барин зимой посадил его на одну из передних лошадей в упряжке цугом (гуськом) и заставил играть на скрипке. Ипат свалился с лошади, сани проехали по нему, «попридавили грудь» и умчались. Сильно растрогало преданного дворового холопа, что барин вспомнил о нём, вернулся за ним и привёз домой. Рассказывая об этом, растроганный, чувствительный холоп всегда плакал.

Агап Петров (часть 2 «Последыш»)

Агап Петров — прежний крепостной мужик князя Утятина. Он был очень недоволен, что крестьяне согласились после отмены крпостного права обманывать князя, будто они до сих пор его крепостные. Однажды Агап вёз себе бревно из господского леса, это увидел Утятин и стал браниться, «права свои дворянские высчитывал ему!»

Агап не стерпел, захохотал, обозвал Утятина шутом гороховым, Последышем и сообщил, что «крестьянских душ владение покончено».

Утятин решил, что Агап — бунтовщик, и приказал его наказать «перед всею вотчиной, в присутствии помещика». Бурмистр Клим Лавин, напоив допьяна Агапа, уговорил его обмануть князя. Клим привёл пьяного Агапа в барскую конюшню, дал ему вино и велел кричать, будто его бьют. Старый князь Утятин не смог сойти с крылечка и только с наслаждением слушал крики и стоны Агапа.

Почти в тот же день Агап Петров умер, но не от побоев (никто его не бил), а оттого, что Клим сгубил его вином.

Савелий Корчагин (часть 3 «Крестьянка»)

Был раньше Савелий Корчагин крепостным помещика Шалашникова, военного человека. Не мог Шалашников добраться до его родной деревни, так как была она в лесу среди болот, поэтому крестьяне не платили ему оброк.

Как-то была сильная засуха, и пробрались в деревню полицейские. Пришлось идти крепостным мужикам в город к Шалашникову. Начал он их пороть за то, что не платят оброк. Слабые мужики отдавали ему деньги, а сильные, в их числе Савелий, «перетерпливали» порку, но денег не давали. Каждый год так выбивал совсем небольшой оброк помещик, но зато крестьяне жили не бедно.

После гибели на войне Шалашникова его наследник прислал в деревню немца Фогеля. Крестьяне сказали этому управляющему, что денег для оброка у них нет, тогда Фогель заставил их работать: давал то одно задание, то другое, в результате получилась дорога через болото. Разорил Фогель крестьян, порол их. Как-то приказал он Савелию и другим мужикам вырыть колодец. Озлобленные на него мужики подталкивали его к яме, которую вырыли, а когда Фогель упал в неё, закопали его. За это получил Савелий 20 лет каторги и 20 лет был на поселении, затем вернулся из Сибири на родину.

Он очень полюбил маленького правнука Дёмушку, но стал виновным в его гибели. Савелий должен был присматривать за правнуком, пока его мать работала в поле. Уснул дед на солнышке, а Дёмушку заели свиньи. После этого ушёл Савелий в монастырь на покаяние, а когда пришёл, простила его мать Дёмушки Матрёна. Через некоторое время умер Савелий, прожил он 107  лет. Был он сильным, умным человеком, уважал русских мужиков, считал их богатырями, так как они могли перетерпеть великие мучения.

Подробная характеристика Савелия Корчагина здесь.

Филипп Ильич Корчагин (часть 3 «Крестьянка»)

Филипп Корчагин — внук Савелия Корчагина. Работал он на отхожем промысле — в Петербурге печником. Автор так описывает его: «Пригож-румян, широк-могуч, //Рус волосом, тих говором…» Когда он женился на Матрёне, вскоре снова ушёл на промысел, а жена осталась в семье свёкра. Филипп посоветовал ей терпеть, молчать, когда будут её ругать свёкор и свекровь. Зимой вернулся он, и зажили они с Матрёной дружно, рождались у них одни сыновья.

Забрали Филиппа в солдаты, хотя за него уже в солдаты ушёл старший брат. Матрёна не знала, как будет одна кормить-одевать детей. Пошла она в город просить губернатора, чтобы Филиппа вернули в семью. Помогла это сделать жена губернатора Елена Александровна. Вернулся Филипп к своей семье.

Матрёна Тимофеевна Корчагина (часть 3 «Крестьянка»)

Эту крестьянку Некрасов наделил чертами характера, которые были свойственны русским женщинам крестьянского сословия. Матрёна Тимофеевна — любящая и заботливая жена и мать. Она терпелива, готова жертвовать всем ради своих детей. Матрёна Тимофеевна всю жизнь трудится, с бедами и трудностями крестьянской жизни она справляется благодаря силе характера, выносливости, стойкости. Несмотря на многие беды и несчастья, она сохранила оптимизм, способность замечать редкие радостные моменты в жизни.

Подробная характеристика Матрёны Тимофеевны Корчагиной здесь.

Силантий-староста (часть 3 «Крестьянка», глава 5 «Волчица»)

Староста Силантий велел посечь 8-летнего сына Филиппа и Матрёны Корчагиных, Федотушку, которого его дед сдал в подпаски. За то хотели посечь мальчика, что он пожалел худую волчицу, укравшую овцу. Он догнал волчицу, а она так жалобно завыла, что он не стал у неё отнимать тушу овцы. В селе мальчик рассказал об этом, и староста решил его проучить, чтобы овечками волков не прикармливал. Но Матрёна вырвала сына из рук Силантия.

Викентий Александрович (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 1 «Горькое время — горькие песни»)

Викентий Александрович — бывший дворовый человек барона Тизенгаузена, сейчас он пахарь. Это видно даже по его наружности. У него большие чёрные бакенбарды, на голове — круглая шляпа со значком, одет он в красную жилетку со светлыми пуговицами. А вот остальное, что на нём надето, — крестьянское (штаны посконные да лапти). Он человек нездешний, пришлый, приписавшийся к деревне. Рассказал на празднике Викентий Александрович людям историю «Про холопа примерного — Якова верного».

Яков — холоп верный (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 1 «Горькое время — горькие песни»)

У господина Поливанова, жадного, скупого и жестокого помещика был холоп Яков. Барин к Якову относился с жестокостью, но этот верный холоп был из тех, кому «чем тяжелей наказания, тем им милей господа». «Только и было у Якова радости: //Барина холить, беречь, ублажать //Да племяша-малолетку качать».

К старости у барина стали «ножки хиреть», ходить он не мог. Верный Яков ухаживал за ним, и помещик звал его другом и братом.

Племянник Якова Гриша вырос и попросил у барина разрешения жениться на Арише. Но помещик сам заглядывался на Аришу и отдал Гришу в рекруты, несмотря на просьбы Якова не делать этого. Яков сильно был обижен и начал пить. Другие слуги не могли угодить барину так, как Яков.

Через 2 две недели вернулся Яков к барину, попросил прощения и снова стал ухаживать за помещиком. Когда они поехали к сестре господина Поливанова, Яков свернул с дороги и поехал Чёртовым оврагом до сосняка. Стал он отпрягать коней от повозки. Барин начал умолять холопа не губить его. Но Яков сам повесился на сосне — прямо над барином. Кричал барин, но никто его не услышал, только утром увидел его охотник. Помещик вернулся домой, каясь, что он грешен. Рассказ об этом заканчивается словами: «Будешь ты, барин, холопа примерного, //Якова верного //Помнить до судного дня!» Так отомстил Яков барину за своего племянника.

Игнатий Прохоров (часть 4 «Пир — на весь мир», главы 1 «Горькое время — горькие песни» и 3 «И старое и новое»)

Игнатий Прохоров — крестьянин, занимавшийся извозом, то есть имевший лошадей и промышлявший перевозкой седоков и товаров. Этот зажиточный, степенный мужик изъездил всю губернию, много чего видел и слышал. Рассказал он людям историю про жадного Глеба-старосту («Крестьянский грех»).

Глеб-староста (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 3 «И старое и новое»)

Одному адмиралу за службу государыня дала 8 тысяч душ «в награждение», и к старости он поселился в вотчине. Перед смертью адмирал вручил старосте Глебу золотой ларец и велел беречь его, так как в нём завещание, по которому отпускается, по воле адмирала, 8 тысяч душ.

Когда умер адмирал, его дальний родственник выведал у Глеба-старосты о завещании, пообещал ему «горы золота, выдал вольную». Жадный староста соблазнился этим и сжёг завещание. Этот злодей закрепил 8 тысяч душ на десятки лет до отмены крепостного права. Заканчивается рассказ о Глебе-старосте словами: «Всё прощает бог, а Иудин грех //Не прощается//Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, //И за то тебе вечно маяться!»

Помещики

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев (часть 1, глава 5 «Помещик»)

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик из древнего дворянского рода. До отмены крепостного права он был богат, вёл роскошную жизнь. А сейчас Оболт-Оболдуев вспоминает о тех счастливых для него временах и не знает, как поправить свои нынешние дела. Он лишился крепостных крестьян, за 40 лет жизни в деревне помещик не научился, как вести хозяйство, предпочитая бездельничать.

Оболт-Оболдуев хочет, чтобы его считали добрым барином, но на самом деле этот помещик — узурпатор, для него крестьяне — только рабочая сила, он против их просвещения.

Подробная характеристика Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева здесь.

Князь Утятин (часть 2 «Последыш»)

Князь Утятин — старый помещик, закоренелый крепостник, не желающий признавать отмену крепостного права. Он высокомерен, эгоистичен, зол, жаден, относится к крестьянам, как к рабам.

Крестьяне прозвали князя Утятина «Последышем», так как он был последним крепостником в древнем роду князей Утятиных. В лице этого персонажа автор обозначил типичные черты крепостников-самодуров.

Подробная характеристика князя Утятина здесь.

Шалашников (часть 4 «Крестьянка», глава 3 «И старое и новое»)

Шалашников — помещик, военный начальник. У него в собственности была деревня в дремучем лесу среди топких болот. В неё он не смог пробиться даже со своим полком. Крестьяне из этой деревни не работали на барщине, не платили оброка своему помещику.

Прислал Шалашников крепостным мужикам приказ явиться к нему, но они не послушались. Тогда была большая засуха, и в деревню смогла добраться полиция. Пришлось крестьянам идти к Шалашникову.

Помещик потребовал оброк, но мужики сказали, что денег у них нет. Тогда начал он их пороть розгами, пришлось мужикам раскошелиться. Стал он их звать к себе каждый год и выбивать розгами с них оброк. Так продолжалось до тех пор, пока Шалашников не погиб на войне против турок.

Поливанов (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 1 «Горькое время — горькие песни»)

Господин Поливанов был невысокого рода. Купил он маленькую деревню «на взятки» и жил в ней 33 года безвыездно, «вольничал, бражничал, горькую пил». Был он жаден, скуп, не дружил с соседями. Жестоко обращался господин Поливанов не только с крестьянами, даже с родными, «только к сестрице езжал на чаёк». Мужа своей дочери он высек и обоих прогнал. Своего верного холопа Якова бил, но тот не обижался. Для Якова только и было радости барина холить да племянника маленького качать.

В старости стали ноги у барина отказывать, Яков ухаживал за ним, а барин называл его другом и братом. Когда выросший племянник Якова попросил у помещика позволить ему жениться, тот отправил его в рекруты, так как сам заглядывался на его невесту. Неблагодарный Поливанов не послушал просьбы Якова не отдавать его племянника в солдаты. Яков отомстил барину: завёз его в овраг и повесился на сосне прямо над помещиком. Когда утром с помощью охотника Поливанов вернулся домой, он причитал: «Грешен я, грешен! Казните меня!»

Пан Глуховский (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 2 «Странники и богомольцы»)

Глуховский — знатный, богатый пан. Он говорит о себе: «…В мире я чту только женщин, //Золото, честь и вино». Пан Глуховский очень жесток, много он своих холопов пытал и вешал. Совесть никогда его не мучила за загубленных людей. Пан считал, что жить надо, как он, не отказывая себе ни в чём, даже в садистских действиях. О спасении своей души он давно перестал и думать.

Убил Глуховского отшельник, бывший разбойник Кудеяр, за то, что тот, выслушав историю об его раскаянии, хвастался, что погубил множество холопов.

Прочие герои

Поп (часть 1, глава 1 «Поп»)

Поп первым встретился семи мужикам, которые пошли искать счастливого человека. Он служит в сельской церкви. Сказал он мужикам, что после отмены крепостного права его материальное положение очень ухудшилось, так как многие помещики разъехались, а крестьяне не могут давать священнику того, что давали раньше их богатые господа. Для попа счастье заключается в чести, покое и богатстве, но о таком счастье ему остаётся только мечтать.

Подробная характеристика попа здесь.

Павлуша Веретенников (часть 1, главы 2 «Сельская ярмонка», 3 «Пьяная ночь»)

Павлуша Веретенников — собиратель русского фольклора. Какого он сословия, мужики не знали, но звали его «барином». Он любил балагурить, петь и слушать русские песни. Веретенников беседовал с крестьянами, записывал их пословицы и песни. Он добрый человек, дал на ярмарке деньги старику Вавиле, чтобы он купил ботиночки внучке, так как старик свои деньги пропил.

Алтынников (часть 1, глава 4 «Счастливые»)

Алтынников — богатый купец, который торговался с Ермилом Гириным на торгах за мельницу. Алтынников добавлял по копеечке, а Ермило — рублями. «Не устоял Алтынников!» Но оказалось, что сейчас же нужно Гирину уплатить за мельницу «задатков третью часть, а третья часть — до тысячи», а у Ермила с собой денег не было. Алтынников повеселел: «Моя, выходит, мельница!»

Ермил пошёл на торговую площадь, рассказал народу о своих торгах с Алтынниковым и попросил выручить его — дать взаймы денег. Крестьяне знали, что Ермил честный человек, и дали ему деньги. Набралось даже больше одной тысячи рублей. Когда Гирин пришёл к подъячим с полной шапкой денег и выложил им на стол тысячу рублей, «позеленел Алтынников», ведь он давно «присватывался к мельнице».

Христиан Христианович Фогель (часть 3 «Крестьянка», глава 3 «Савелий, богатырь святорусский»)

Христиан Христианович Фогель — немец, которого прислал наследник помещика Шалашникова в глухую деревню среди болот в качестве управляющего. Собрать оброк он не смог, так как крестьяне сказали, что им нечем платить его. Тогда Фогель заставил их работать. В итоге они сделали дорогу в свою деревню. И стало ездить в деревню земское начальство, а Фогель окончательно разорил крестьян. 18 лет они терпели, а потом мужики, которым Фогель приказал рыть колодец, столкнули его в яму и закопали.

Поп, отец Иван (часть 3 «Крестьянка», глава 4 «Дёмушка»)

О нём рассказывала Матрёна Тимофеевна, он привёл к присяге понятых на суде, который начальство устроило после гибели её сына Дёмушки. Поп Иван равнодушен, циничен, жесток. Он шутит с лекарем, который производит вскрытие погибшего младенца Матрёны в присутствии матери. Поп Иван не сочувствует простым людям, ругает нищий приход, курит, пьёт вместе с лекарем и с начальством водку.

Поп Иван недоволен, что крестьяне «за свадебку, за исповедь должают по годам», что нечем им платить за священные обряды.

Макар Федосеевич (часть 3 «Крестьянка», глава 7 «Губернаторша»)

Макар Федосеевич — швейцар в доме губернатора. Это пожилой человек. За несколько целковых он впустил в губернаторский дворец Матрёну, пришедшую просить губернатора вернуть в семью мужа, которого взяли в солдаты.

Губернаторша Елена Александровна (часть 3 «Крестьянка», глава 7 «Губернаторша»)

Елена Александровна — жена губернатора, умная, красивая, добрая барыня. Она помогла Матрёне Тимофеевне вернуть мужа, которого не в очередь забрали в солдаты. Она была крёстной матерью Лиодорушки, которого Матрёна родила в губернаторском дворце, куда пришла просить вернуть мужа. Филипп и Матрёна были ей очень благодарны. Возвращаясь домой, они подавали деньги нищим и просили их молиться «за Еленушку за красавицу Александровну».

Трифон Добросклонов (часть 4 «Пир — на весь мир», вступление, глава 3 «И старое и новое», глава 4 «Доброе время — добрые песни»)

Трифон — пожилой дьячок, кум Власа-старосты. Он вдовец, у него 2 сына-семинариста: Савва и Григорий. Трифон — гуляка, жил он очень бедно, скотины у него не было. Был Трифон вечно голоден, о том, чем питаются сыновья «и думать позабыл», но гордился ими, хвалился их умом.

Савва Трифонович Добросклонов (часть 4 «Пир — на весь мир», вступление, глава 4 «Доброе время — добрые песни»)

Савва — старший сын дьячка Трифона. Он семинарист, как и его младший брат Гриша. Савве 19 лет. Оба они старались учиться, были трудолюбивы. На каникулы они приезжали в родное село Вахлачино, «косили, жали, сеяли», а крестьяне за помощь кормили их.

Григорий Трифонович Добросклонов (Гриша Добросклонов) (часть 4 «Пир — на весь мир», вступление, глава 3 «И старое и новое», глава 4 «Доброе время — добрые песни», глава 5 «Удалась мне песенка! — молвил Гриша, прыгая…»)

Гриша Добросклонов — младший сын дьячка Трифона. Он учится в семинарии вместе с братом Саввой. Юноша привык уже к бедности, но мечтает о том, чтобы настала лучшая жизнь не только для его родных, но и для всего народа.

Крестьяне из его родного села уважают Гришу за доброту и ум. Он уверяет их, что настанут лучшие времена. Гриша сочиняет песни, и в них звучит оптимизм и надежда на светлое будущее Руси.

У Григория сильный характер, юноша хочет все свои силы направить на то, чтобы народу жилось лучше. В борьбе за народное счастье Гриша видит и своё счастье, поэтому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он является единственным счастливым человеком.

Подробная характеристика Гриши Добросклонова здесь.

Ерёмин (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 1 «Горькое время — горькие песни»)

Ерёмин — купеческий брат. Он скупал у крестьян лапти, бруснику, телят и многое другое и перепродавал всё это. Когда у мужиков был спор, кто грешней: кабатчики, помещики или мужики, Ерёмин сказал, что грешнее всех разбойники. Клим Лавин сказал, что «разбой — статья особая, разбой тут не причём». На это Ерёмин заявил: «Разбойник за разбойника вступился!» И началась у них драка. Победил Клим, Ерёмин хотел ещё с ним драться, но их помирил странник Ионушка.

Иона (Ляпушкин) (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 2 «Странники и богомольцы»)

Иона (Ляпушкин) — странник, «смиренный богомол». Крестьяне, когда он навещал их село, спорили о том, кто первый его приютит. Иона просил баб вынести иконы, перед каждой иконой «падал ниц» и говорил, что которая ласковей взглянет, за той и пойдёт. И часто он шёл за самой бедной иконой в беднейшую избу. В эту избу бабы носили ему продукты, и, по милости Ионы, бедняки, жившие в этой избе и приютившие его, хоть немного становились побогаче.

Кудеяр (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 2 «Странники и богомольцы»)

Кудеяр — атаман разбойников. О нём рассказывал вахлакам странник Иона.

В шайке Кудеяра было 12 разбойников, жили они в лесу, много накопили богатства, многих людей загубили. Вдруг у Кудеяра «совесть господь пробудил». Опротивели разбойнику пьянство, грабёж, убийства, стали ему являться тени убитых людей. Долго противился злодей господу, но всё же совесть его осилила. Он распустил свою шайку, отдал имущество церкви, а нож зарыл под ракитой.

Пошёл Кудеяр отмаливать свои грехи к гробу господню, но от молитв и покаяния ему не становилось легче. Раскаявшийся разбойник вернулся домой, стал жить в лесу под навесом старого дуба и денно и нощно молил Бога отпустить ему грехи. Сжалился всевышний и указал отшельнику путь к спасению: предстал старцу в молитвенном бдении некий угодник. Сказал этот угодник, чтобы старец тем же ножом, которым убивал людей, срезал дуб — тогда и «цепи греха упадут».

Стал отшельник резать дуб, годы шли, а дело продвигалось медленно.

Однажды подъехал к дубу пан Глуховский и спросил старца, что он делает. Тот слышал о пане, что это очень жестокий человек, и стал ему в поучение рассказывать о своих грехах и раскаянии. Пан сказал, что о спасении своей души давно не думает, что много холопов губит, а спит спокойно.

Отшельник в бешеном гневе вонзил нож в сердце пану, и сразу упал на землю древний дуб, а вслед за этим скатилось со старца бремя грехов.

Овсянников (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 3 «И старое и новое»)

Овсянников — старый солдат, много раз раненный в Крымской войне, поэтому у него были слабые ноги и сводило его судорогами. Овсянников «высок и худ до крайности». Сюртук с медалями висел на нём, как на шесте.

Хлопотал он о назначении себе полной пенсии, но помощник лекаря признал его раны «второразрядными», поэтому пенсию старому солдату назначили неполную, маленькую.

Снова ходил он с прошением, но безрезультатно. Чтобы как-то прокормить себя и сиротку-племянницу Устиньюшку, Овсянников показывал за деньги картинки через увеличительное стекло переносной панорамы (райка). Когда раёк испортился, купил солдат 3 деревянные ложечки, стал играть на них и петь песни, которые сам выдумывал, и за это ему давали люди деньги.

Но таких денег, чтобы доехать с прошением до Петербурга «до комитета раненых», у Овсянникова нет. Тогда староста Клим Лавин призвал народ помочь солдату. Все дали, и набрался для него «по копеечке, по грошу» рубль.

Устиньюшка (часть 4 «Пир — на весь мир», глава 3 «И старое и новое»)

Устиньюшка — сирота, племянница старого солдата Овсянникова. Её дядя был много раз ранен, слаб на ноги, и Устиньюшка была его опорой, помогала ему. Иногда Овсянникова так корчили судороги, что не будь при нём доброй племянницы, он бы падал.

1 комментарий к “«Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов) — характеристики героев”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *