Настасья Петровна Коробочка — образ и характеристика героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Среди изображённых Николаем Васильевичем Гоголем помещиков в поэме «Мёртвые души» Настасья Петровна Коробочка — единственная женщина, если не считать жён Собакевича и Манилова, тоже нарисованных довольно ярко. Но, в отличие от них, Настасья Петровна — самостоятельная хозяйка, в одиночку управляющая имением. Поэтому характеристика образа Коробочки представляет особый интерес.

Характер

Гоголевская героиня настолько типична, что автор говорит о ней: «Одна из тех матушек, небольших помещиц…» Николай Васильевич уверен, что большинству читателей подобные женщины хорошо знакомы.

Коробочка практична, умеет позаботиться о себе и людях, которые от неё зависят. Это бережливая, немного скуповатая, но разумная помещица, дружелюбная, общительная, гостеприимная и тактичная  хозяйка дома.

Пожилая вдова коллежского секретаря давно живёт одна, в глуши, огородившись от большого мира крепким забором. Она жалуется на здоровье и очень озабочена болями в спине, бессонницей и ломотой в суставах. Вообще, жаловаться — одно из любимых её занятий. Помещица недовольна неурожайным годом, низкими ценами на мёд, тем, что умершие крестьяне все были «такой славный народ», а вновь народившиеся «всё такая мелюзга». В реальности её положение не так уж плохо. Чичиков замечает это и по состоянию дома, и по основательным крестьянским подворьям. Но жалеть себя и прибедняться перед чужим человеком, не раскрывая истинное состояние своих дел, — это разумная осторожность одинокой женщины.

Образ жизни


Дом вдовы окружён высоким, забором с надёжными засовами на воротах. Его охраняет десяток собак. Но женщина вовсе не враждебна к незнакомцам. Заплутавший дождливой ночью, Чичиков находит приют в её доме и встречает там настоящее гостеприимство. Внезапный гость не обременяет хозяйку. Разбуженная посреди ночи, Настасья Петровна с готовностью обустраивает Чичикова. Ему находится чисто убранная комната с мягкой постелью. Ему взбивают подушки и перину, чистят испачканную одежду. Утром для него готов сытный завтрак. Обильный обед для гостя организуются в мгновение ока из того, что есть на кухне и в кладовой.

Уединение Настасьи Петровны обусловлено не только возрастом. Вне дома женщина не чувствует себя в безопасности, опасается дорожных неприятностей, влекущих за собой расходы непредвиденных происшествий. Не бывая среди людей, помещица узнаёт новости случайно и не может быть уверена в их достоверности. Из-за этого бедняжка чувствует себя вдвойне уязвимой. Пользуясь неведением, её легко одурачить.

Хозяйство Коробочки

Зато в своём доме это полновластная и уверенная хозяйка. В комнатах поражает обилие вещей, но как это далеко от беспорядка, царящего у Ноздрёва, или общей неустроенности Манилова! Интерьер небольшого особнячка Настасьи Петровны радует глаз уютом, порядком. Всё на своих местах, салфеточки и накидки покрывают кресла, столики, подушки, зеркала и картины украшены искусственными цветочками. Вся мелочь распределена по коробочкам и шкатулкам. В ящиках шкафов и комодов спрятаны свёртки с накопленными за годы деньгами. Героиня сама живёт словно внутри тесной, но уютно обустроенной коробочки. Ничто в хозяйстве не пропадает даром. Изношенная шуба, старое платье или юбка будут со временем перешиты, превратятся в новую вещь. Настасья Петровна – накопитель, подобно Плюшкину. Но ей неизмеримо далеко до той стадии морального обнищания, куда жадность привела старого скрягу. Коробочка расчётлива, практична и не допустит, чтобы что-то без толку сгнило в её погребах, всё пустит в дело.

Отношение Коробочки к предложению Чичикова


Коробочка не только прекрасная хозяйка дома, но и разумная помещица. Судя по деревеньке, люди здесь живут неплохо. Поняв это, мошенник приступает к разговору о продаже мёртвых душ. На основании диалога о сделке часто делают вывод о непроходимой тупости хозяйки. По ходу беседы ясно, что чичиковское предложение совершенно не укладывается в рамки привычных отношений купли-продажи. Женщина пытается обнаружить в происходящем хоть какой-то смысл. Этим она выгодно отличается от Манилова, который просто забывает о логике, заворожённый красивым оборотом речи, и даже от Собакевича, которому суть сделки не важна, если речь идёт о прибыли.

Коробочка убеждена, что деньги платят за что-то материальное, поэтому первое её предположение: Чичиков хочет выкопать покойников. Согласившись на непонятное, но явно выгодное предложение, героиня не успокаивается. Мысль о том, что мёртвые души, должно быть, ходовой и дорогостоящий товар, раз за ним ездят по дальним деревушкам, опасение, что она стала жертвой обмана, мучают её. Беспокойство, в конце концов, приводит Коробочку в город. Здесь Настасья Петровна едва не становится причиной разоблачения Чичикова.

Вывод

Образ Коробочки — один из лучших образов поэмы Н. А. Гоголя «Мёртвые души», поскольку доказывает, что даже ограниченная узкими рамками своего поместья, не получившая ни образования, ни развития, обладающая чрезвычайно узким кругозором женщина, не утрачивает своих лучших качеств. Она остаётся заботливой, доброжелательной, внимательной к мелочам. И странно обвинять её в недостатке ума, если только эта «дубинноголовая» пожилая помещица в поэме Гоголя настолько одержима желанием выяснить правду о махинации Чичикова, что едва не раскрыла его замысел.

Характеристика образа Коробочки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *