Механик-самоучка Кулигин не принадлежит к «тёмному царству», изображённому в драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Недаром автор доверяет этому персонажу рассказ о «диких» нравах, мракобесии и домострое, царящих в городе. Из всех действующих в пьесе лиц он один мог описать эту атмосферу точно и непредвзято. В финале Кулигин произносит у тела Катерины приговор самодурству: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Характеристика образа Кулигина обнаруживает, насколько этот персонаж близок главной героине пьесы.
Содержание
Главное в персонаже
Фамилия героя явно намекает на известного механика-изобретателя Кулибина. Это сопоставление легко объясняется: Кулигин увлечён созданием механизмов и приспособлений, помогающих в быту, старается держаться в курсе технических новинок и научных тенденций. Механик не ограничивается практическими, насущными задачами, вроде ремонта часов, которым он зарабатывает на жизнь. Скромный часовщик мечтает о создании вечного двигателя в расчёте на огромную награду. Здесь нет материального интереса: деньги должны быть употреблены «для общества», чтобы «дать работу мещанству». От безделья, считает Кулигин, в городе расцветают пьянство, сутяжничество, склоки.
Кулигин — натура творческая. Пьеса начинается с эпизода, где он, сидя на высоком берегу Волги, напевает популярную народную песню «Среди долины ровныя» От переизбытка чувств он делится со случайными собеседниками впечатлениями от красоты Волги: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». «Восторг!.. какая красота в природе разлита». Шапкин и Кудряш не разделяют его восхищения. Сентиментальный мещанин кажется им чудаковатым. Но тот независим в своих пристрастиях и убеждениях, не боится выделиться из общей массы. Рассказывает Борису о любви к Ломоносову, Державину, о собственных попытках стихотворчества. В речи персонажа множество эмоционально окрашенной лексики, много устаревших слов, она украшена поэтическими цитатами. Круг его чтения составляют книги, устаревшие к тому времени. (Действие происходит во II половине XIX века). Старославянизмы придают его высказываниям торжественность, значительность и не делают персонажа смешным.
Значительный кругозор, начитанность, развитость позволяют ему глубже понимать происходящее, точнее судить о людях и мотивах их поступков. В диалоге с Борисом скромный мещанин удивляется, почему свободный, здоровый, молодой человек терпит ежедневные унижения ради обещанного наследства. Ведь получить что-то от Дикого нет никакой надежды. Кулигин советует Тихону «жить своим умом», старается утихомирить Дикого, горожан упрекает за дремучее невежество. В отличие от других обывателей, он не равнодушен к тому, что происходит вокруг.
Общение
Хорошо осознавая самодурную силу Диких и Кабаних в обществе, «маленький человек» часовщик-самоучка не пытается вступать с «тёмным царством» в открытый конфликт. Его поведение диктуется разумностью, возможной пользой. Так герой пытается договориться с Диким об установке на бульваре солнечных часов. Вряд ли беседа с самодуром доставляет Кулигину удовольствие, но ради общественной пользы энтузиаст просвещения готов терпеть грубость наглого купца.
Провинциальный мещанин умеет сдерживать чувства, избегать конфликтов, игнорировать обидные слова, понимая, что речами привычку к своеволию не искоренишь. Души, глухие к прекрасному, не воспринимают ни отвлечённых понятий (красота, нравственность, добродетель), ни слов, из которых не извлечь выгоды. Но Кулигин вовсе не приспособленец: не изменяет своим убеждениям и готов отстаивать их, вопреки нападкам и даже угрозам местных богачей. Характерен и комичен эпизод, где в ответ на цитату из Державина Дикой грозит отправить любителя поэзии к городничему. Но читатель понимает, что такая реакция не заставит Кулигина перестать уснащать свою речь поэтическими строками.
Кулигин очень корректен, деликатен в общении. Собеседника называет на «вы» и по имени-отчеству, вопросы ставит осторожно, чтобы не задеть ничьих чувств. Однако и тут есть свои пределы. Он горячится, не увидев в равнодушных, чёрствых людях отклика на окружающую красоту. Суеверный страх горожан во время грозы провоцирует страстный монолог героя. Ведь именно суеверный ужас перед неизвестным не даёт человеку любоваться такими вдохновляющими явлениями, как гроза, северное сияние, звёзды.
Катерина и Кулигин
В пьесе есть только ещё один персонаж, так же остро чувствующий красоту и величие природы, как Кулигин. Это Катерина. Из-за особой впечатлительности она так истово молилась ранним утром в саду, забывалась во время церковной службы. Герои ни разу не встретились на страницах драмы, не сказали друг другу ни слова. Но общее между ними, несомненно, чувствуется. Не зря не чьи-то равнодушные и чужие руки, а именно руки местного часовщика бережно выносят тело утопленницы на берег.
В драме А. Н. Островского «Гроза» образ Кулигина, как и образ Катерины, доказательство того, что в «тёмном царстве» ещё не всё мертво и обезличено. Эти тихие, на первый взгляд, покорные судьбе люди — залог непременной победы добра над злом, каким бы оно ни казалось непобедимым.
Характеристика образа Кулигина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.