Лариса Дмитриевна Огудалова — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Русская литература дала много образов женщин высокой нравственности, способных на сильные чувства, душевно богатых. Это героини произведений Пушкина, Тургенева, Некрасова. Суть их образов — в верности себе, в духовной целостности. В них воплощен русский национальный характер. А. Н. Островский поддержал эту тенденцию. Его трагические героини могут жить лишь в полную силу, не разменивая душу. Лишённые этой возможности любимые героини Островского — Катерина, Лариса Огудалова — вообще отказываются от жизни.

Характеристика образа Ларисы Огудаловой, главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Бесприданница», дана автором в процессе развития действия, хотя само действие начинается с критического момента её судьбы: здесь уже больная душа. Вся её предыстория неизвестна зрителям (читателям), но пережитое прошлое присутствует в её нынешней жизни.

Происхождение, семья и воспитание

Женское имя Лари́са в переводе с греческого означает «чайка». Чайка — свободная птица, парящая над морем. Она то взмывает вверх, то камнем падает вниз. Так и Лариса: её поэтическая душа парит над миром, а события жизни бросают её вниз.

Её полное имя — Лариса Дмитриевна Огудалова. Она ещё молода и недостаточно знает людей. Живёт с матерью в городе Бряхимове на Волге очень небогато, оттого считается бесприданницей. Её отец умер, а две старшие сестры уже замужем.

Мать прилагает все усилия, чтобы выдать её удачно замуж, для этого держит свой дом постоянно открытым, но это страшно угнетает девушку. Мать постоянно навязывает ей женихов, заставляет улыбаться и любезничать с каждым из них, а ей это кажется невыносимым: её искренний и честный характер не выдерживает постоянного лицемерия. Она мечтает поскорее покинуть свой дом и даже уехать из города. Поэтому соглашается выйти замуж за Карандышева. Она надеется поселиться с ним где-нибудь в глуши и спокойно жить тихой семейной жизнью, чтобы примириться со своей судьбой и найти для себя внутреннее успокоение.

Лариса красива и умна, играет на музыкальных инструментах и хорошо поёт. Её всегда окружает множество поклонников. Её артистичная, чувствительная натура является и благом, и горем для неё, так как такой девушке нужна моральная поддержка, крепкая опора рядом, чтобы все её лучшие качества развивались и засверкали новыми гранями. Она верит в чистые отношения и любовь. Но её окружают люди нового времени, у которых иные приоритеты: нажива. Красота, любовь, девичья честь у них продаются и покупаются.

Вокруг неё много мужчин, но никто по-настоящему её не любит, каждый из них видит в ней лишь вещь, которой хочется обладать некоторое время, а потом бросить или отдать другому. Она это понимает: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Её торгуют все: и жених Карандышев, и близкий друг Вожеватов, и бывший возлюбленный Паратов, и даже родная мать. Никого не интересует её душа, её чувства.

Любовь к Паратову

Лариса год назад влюбилась в Паратова, блестящего барина, судовладельца. Но их отношения продлились всего два месяца — Паратов внезапно покинул город. Лариса по-прежнему любит его и страдает. Он кажется ей образцом мужчины, хотя это далеко не так. Это человек без стыда, чести и совести. Он — делец, для него эти понятия не нужны, в его мире всё можно купить, были бы деньги. Лариса для него, как и для других, кто её окружает, — тоже живой товар. Она живёт среди этих людей, но не до конца осознаёт всю глубину их безнравственности, поэтому ещё надеется на любовь Паратова.

Отношения с Карандышевым

Карандышев, как и Лариса, беден. Он человек в некоторой степени не глупый и довольно грамотный, даже хочет баллотироваться в мировые судьи где-то в глухом месте. Но его в городе «сильные мира сего» не принимают, издеваются над ним, поэтому он охвачен жаждой отомстить им всем, доказать свою значимость. И для этого использует шанс женитьбы на Ларисе. Да, она бедна, но пользуется популярностью у них, а это повод поставить себя выше других — всё-таки она выбрала в мужья именно его. По-своему он любит Ларису, а она надеется, что семейная жизнь с ним возродит её к новой жизни, в которой она надеется найти покой и участие. И даже при появлении Паратова она продолжает уговаривать Карандышева уехать в деревню, не устраивать «званого» обеда, который в результате ещё больше унизил его в глазах окружающих. Но Карандышев глух к её уговорам, он охвачен желанием доказать своим обидчикам, что он такой же, как они. И даже хочет восторжествовать над ними. Самолюбие, уязвленная гордость подавили в нем даже любовь. Но Лариса поняла это гораздо позже, когда Карандышев выпил слишком много, и уже не он забавляется над своими обидчиками, а они над ним. У жениха появляется высокомерие даже по отношению к своей невесте — он запрещает ей петь. И только теперь Лариса понимает, что она и для него только средство достижения своей цели.

Она поёт романс на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды». Слова этого романса как будто адресованы и ему:

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Но в большей степени они адресованы Паратову, который возвращает Ларисе надежду на счастье. Хотя слова романса говорят: «Не искушай меня без нужды / Возвратом нежности твоей», она тайно надеется, что её пение возродит в Паратове прежние чувства, прежнюю страстную любовь. В этой надежде она покидает жениха и уезжает с Паратовым.

Гибель

Известие о том, что Паратов не собирается на ней жениться, что он обручён с другой, Лариса воспринимает как трагедию. Она не может осознать того, что человек, которому она отдала свою красоту, молодость и честь, так просто воспользовался этим и так легко от неё отказался. Она хочет умереть. Но на самоубийство она не способна: у неё нет той внутренней силы и бескомпромиссности, что были у Катерины Кабановой.

Но смерть её настигает: в неё стреляет Карандышев. «Это я сама… сама», — говорит она, умирая. Лариса осознает, что сама подтолкнула Карандышева на убийство, задев и без того его уязвленное самолюбие словами о том, что она слишком дорогая вещь для него.

Вывод

В финальной сцене Лариса прощает всех.

В её гибели виновен не только Карандышев, но и все, кто её окружал. И в том числе она сама.

Название пьесы подталкивает к пониманию беды Ларисы: она бесприданница. Но это только часть правды о ней. Девушка настолько одинока в этом мире, что не одна только бедность её тяготит. Она стыдится не только бедности, но и мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Её страдания усиливают гордость, самолюбие, болезненная ранимость.

Но ведь и она сама не щадит Карандышева. Мало того, что Лариса не любит его, но она еще и презирает его, третирует, смеется над ним, не испытывая к нему никакого сострадания и терпимости. Каждым своим словом Карандышев раздражает её.

Чем привлекает Ларису Паратов? Своей самоуверенностью, богатством, которое позволяет ему ставить себя выше других, бравадой, барскими замашками. Всем хочется богатства, роскоши, особенно если к этому подстрекают окружающие.

Образ Ларисы Огудаловой, как и другие образы пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», очень актуален для нашего времени. Сейчас в обществе происходят те же тенденции: расслоение людей на очень богатых и на тех, кто живёт скромно, причём богатство некоторых вызывает недоумение — нет для этого ни предпосылок, ни личных качеств, ни заслуг. Главное сейчас — не опустошить собственную душу, как это случилось с Ларисой Огудаловой.

Характеристика образа Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *