«Левша» (полное название «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе») — один из шедевров Николая Семёновича Лескова. А характеристика образа Левши уже больше века вызывает интерес литературоведов, как противоречивый и сложный портрет русского человека — талантливого мастера, горького пьяницы, горячего патриота, не осознающего ценности своей личности.
Содержание
Народность персонажа
Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».
Отношение к своему мастерству
Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.
Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.
Характер
Внешность мастера (выдранные при обучении волосы, косоглазие, старая, местами порванная одежда) контрастирует с его внутренним достоинством. Понимая ценность своего таланта, он не «конфузится» своего непрезентабельного вида, ведь не им определяется человек. Сверхъестественная одарённость Левши вполне им осознаётся и позволяет ему сохранять самоуважение в самых унизительных ситуациях. Виртуоз своего дела сочетает в себе подлинную нравственность и любовь к родине, такой неласковой по отношению к своим гражданам. Ему предлагали обеспеченную жизнь, уважение общества, семейное благополучие на чужой земле, но он возвращается домой, где мастерство человеку достаётся через побои и не приносит уважения и достатка, где царский слуга может избить гения, схватить и, как «пубеля», отвезти в Петербург, не выяснив степень вины и ответственности.
Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?
Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.
Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.
Вывод
Герой Лескова талантлив, предан своему делу, наделён чувством собственного достоинства. Он патриот не только потому, что любит свою страну, но и потому, что заботится о ней. С мыслью о родине он и умирает. Образ Левши относится к тем героям русской литературы, которые воплощают лучшие качества народа, вызывают гордость за свою родину.
Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.