Лука — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

Несмотря на достаточно острые коллизии внутрисемейного конфликта, на первом плане в пьесе Максима Горького «На дне» конфликт идейный, связанный со спорами о человеке, смысле его жизни, правде и лжи. Каждый из действующих лиц пьесы так или иначе выражает своё мнение, каждый является носителем своей правды. Даже косноязычные Клещ и Костылёв хотя бы раз высказываются на эти темы. Но наиболее чётко оформленными, осознанными являются позиции Луки и Сатина. Правда пожилого странника, неутомимого искателя истины становится понятной, если всмотреться в характеристику образа Луки.

Кто такой Лука

Лука — странник, «странный человек», по определению Костылёва, — появляется в ночлежке незадолго до самых напряжённых событий. Останавливается здесь на какое-то время передохнуть по пути на Украину, где, как он слышал, открыли новую веру. В сочетании с символикой имени (Лука — один из евангелистов) цель путешествия наполняет образ особым смыслом. Это один из типичных для русской литературы героев-правдоискателей, известных по творчеству Лескова, Некрасова, Платонова. Больше, чем собственное благополучие, их заботит общее устройство человеческой жизни.

Взаимоотношения Луки с обитателями ночлежки

Поселившись в ночлежке, Лука сразу проявляет обострённое внимание, почти дружеское участие к её обитателям. Он всегда рядом с тем, кому более других нужна помощь, поддержка. В его действиях нет корыстных побуждений или расчёта (поэтому вряд ли верно другое толкование имени героя, данное одним из ночлежников: «Лука — лукавый человек»). Поддерживая Настю, утешая Анну, присматривая за Пеплом, герой действует сообразно своему принципу: «Человека пожалеть надо». Следуя этому правилу, странник почти не общается с Бароном, Сатиным, Бубновым, Клещом, не пытается сблизиться с ними. В этих людях нет потребности в чужом участии. В них не возродить надежду на новую жизнь. Они не верят ни в то, что она есть, ни в свою способность перемениться.

Правда Луки

Правда Луки — правда идеала, которому пока нет места в реальной действительности. Он тот самый «безумец», который способен «навеять человечеству сон золотой», зажечь людей мечтой о счастье. Недаром стихотворение Беранже припоминается Актёру именно с появлением в ночлежке разговорчивого старичка. Лука обещает Анне на том свете покой, которого не найти в реальном мире, Актёру — излечение от алкоголизма, Пеплу и Наташе — трудовую и честную жизнь в Сибири. В Насте укрепляет веру в то, что она достойна романтической, возвышенной любви. Очевидно, что под влиянием правдоискателя люди становятся чище, начинают верить в лучшую долю для себя. Это происходит потому, что Лука не лжёт в прямом смысле этого слова. «Утешитель» умеет найти для каждого ту правду, в которую тот способен поверить, правду, которая сможет изменить его существование. Жалея человека, даря надежду, герой опирается на лучшее в нём (терпение и смирение Анны, талант Актёра, энергия и жажда жизни Пепла, доброта Наташи, желание чистой любви в Насте).

На вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука отвечает: «Коли веришь — есть; не веришь, — нет…» Правда, по его мнению, — это то, во что ты веришь. Лука понимает, что так называемая «голая правда» может убить слабого душой. Так умер человек, искавший праведную землю, таков повторивший его судьбу Актёр. Чтобы жить, людям нужна надежда, иначе жизнь превращается в бессмысленное и пустое прозябание. Давая новую, вдохновляющую цель потерявшим всё ночлежникам, Лука опирается на лучшее в человеке, заставляет поверить в себя, свои силы. И вот Пепел больше не ворует, Актёр не пьёт, начинает работать, Наташа верит, что спасёт Пепла, что они начнут новую жизнь далеко отсюда.

Сатин — главный оппонент Луки — сумел увидеть и понять его уважение к людям и потому горячо заступается за него в финале пьесы. «Человек — вот правда. Он это понимал, а вы нет». Главный философ ночлежки знает, что рассказы старика помогают людям поверить в высшую правду — в себя.

Ущербность взглядов Луки в том, что, не зная, чем реально помочь обездоленным, он тешит их обманчивой мечтой (лечебница для алкоголиков, жизнь в Сибири). «Поманил их куда-то, а сам… дорогу не сказал», — говорит Клещ после его ухода. Философия Луки позволяет смириться с тяжестью и пустотой существования в надежде на лучшее впереди. Смирение и поиск чуда – вот основа его убеждений.

Вывод

Образ Луки близок толстовскому Платону Каратаеву неустанным стремлением улучшать мир вокруг. Странник верит, что любого можно исправить взаимовыручкой, пониманием и поддержкой. Именно так он поступает, когда на охраняемую им дачу залезли грабители, и тем самым спас чью-то жизнь. Человек, по мысли Луки, живёт для лучшего. Самый приниженный и забитый способен послужить будущему, следовательно, каждый достоин уважения. Люди должны с надеждой смотреть в завтрашний день, сохранять в душе идеал, к которому нужно стремиться. Лука помогает потерявшим себя людям обрести веру в свои силы, в возможность счастья. И не его вина, что в реальности это счастье не всегда достижимо.

Характеристика образа Луки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *