Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


Судья уездного городка Ляпкин-Тяпкин более, чем другие второстепенные герои комедии «Ревизор», наделён индивидуальностью, свойственными лишь ему качествами характера. В «Замечаниях для господ актёров» о его персоне Николай Васильевич Гоголь пишет: «несколько вольнодумен». Характеристика образа Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина покажет, что значит быть вольнодумцем в чиновничьей среде.

Самомнение

Занимая должность судьи, Аммос Фёдорович в большей степени, чем другие, наделён чувством собственного достоинства. Говорит неторопливо, низким голосом, придавая весомость каждому своему слову. Он считает, что его мнения, догадки, суждения достойны особого внимания, к ним должны прислушиваться. Версию о грядущей войне, как причине приезда ревизора, выдвигает именно он. Это, конечно, самая невероятная и одновременно самая масштабная гипотеза. Она сразу поднимает ревизию в уездном центре на уровень международной политики.

Вольнодумство

Судья слывёт в городке очень образованным и свободно мыслящим человеком. В своё время он прочёл несколько книг, откуда, должно быть, почерпнул какие-то мысли, показавшиеся ему оригинальными. Любит порассуждать на отвлечённые темы, пофилософствовать. Порой его высказывания даже пугают окружающих. Городничий уверяет, что у него волосы поднимаются дыбом, когда Аммос Фёдорович рассуждает о сотворении мира. Антон Антонович упрекает его, что тот не верит в Бога, не посещает церковь. Эти нападки не смущают Ляпкина-Тяпкина. Он с гордостью подчёркивает самостоятельность своих взглядов: «…сам собою дошел, собственным умом». Так что его уверенность в себе основана на умении делать собственные умозаключения, а не на слепом следовании общей тенденции.

Служебные обязанности


Фамилия героя, ведущая происхождение от известного фразеологизма, полностью характеризует его небрежное отношение к нелёгкой судейской службе. Занимая должность 15 лет, Ляпкин-Тяпкин не научился разбираться в докладных записках и своих подчинённых не сумел заставить добросовестнее относиться к составлению документов. Уверенный в собственной значимости и важности, Аммос Фёдорович отстаивает своё право на такие простительные слабости, как взятки борзыми щенками или охотничьи принадлежности (арапник, к примеру) на стене в присутствии (то есть в приёмной). Не слишком требователен он и к другим. Сторожам в его ведомстве позволено было держать гусей прямо в передней суда, пока Сквозник-Дмухановский не высказался об этом осуждающе. Судья решил дело просто: «…сегодня же велю всех забрать на кухню». Чиновник снисходительно относится к чужим порокам. Заседателя, распространяющего вокруг запах «как из винокуренного завода», он оправдывает смешным и нелепым образом: его, мол, в детстве мамка ушибла. Чинопочитание присуще судье меньше, чем прочим чиновникам. Аммос Фёдорович не раз противоречит городничему, пререкается с ним. У него хватает смелости в ответ на упрёки по поводу борзых щенков, намекнуть городничему на пятисотрублёвую шубу и дорогую шаль жены. Антон Антонович не решается дебатировать с этим язвительным человеком.

Увлечения

Городскому судье свойственны небольшие слабости, и это делает образ более живым, настоящим. Кроме уже отмеченной любви к борзым собакам, он страстный охотник на зайцев и посвящает этому занятию много сил и времени.

Его приятель и родственник Земляника почему-то считает нужным уведомить приезжего из Петербурга о связи Ляпкина-Тяпкина с женой Добчинского. Все дети помещика похожи на судью. Многолетний роман с замужней дамой, конечно, компрометирует героя, но одновременно свидетельствует о его преданности своему чувству и опять-таки о некотором вольнодумстве, презрении к общественной морали.

Общение с «ревизором»


Для встречи вельможи из столицы Аммос Фёдорович предлагает сформировать целую процессию из духовенства, купечества с городским головой впереди. Очевидно, он любит производить впечатление. Вот и в комнате, по соседству с которой Хлестаков отсыпается, судья пытается выстроить всех, как военных, чтобы придать больше торжественности выходу ревизора. Этот вариант отвергают, однако именно Ляпкина-Тяпкина посылают к Хлестакову с труднейшей миссией – вручить взятку. Он видится перепуганным чиновникам самой подходящей кандидатурой. Ведь у него «что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Герой, хоть и сильно напуган, справляется с делом вполне успешно. И даже заслуживает одобрительный отзыв Хлестакова. И в письме приятелю мнимый ревизор пощадил городского судью. Французское слово «моветон», которое переводится как «дурной тон, невоспитанность», употреблённое по отношению к нему, в этой необразованной среде непонятно, а потому и не обидно.

Вывод

Образ Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина — один из самых ярких и интересных образов комедии Н. В Гоголя «Ревизор». Он показывает, что демонстративный либерализм самого «вольнодумного» из чиновников города заключается лишь в том, чтобы бравировать открытостью взяток, хвастать доморощенным атеизмом и книжной манерой речи, да исподтишка встречаться с чужой женой.

Характеристика образа Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.