Манилов, пожалуй, самый обаятельный из помещиков, изображённых Гоголем. Белокурый мужчина с голубыми глазами производит в первые минуты знакомства самое лучшее впечатление. Но это ощущение быстро развеивается. Доброжелательность, доходящая до слащавости, витиеватая, наполненная изысканными оборотами речь производят впечатление скорее отталкивающее. При внимательном рассмотрении характеристики образа Манилова становится понятно, что герой соткан из противоречий, которые самым странным образом неразрывно слиты в его натуре.
Содержание
Грёзы и реальность
Манилова можно назвать идеалистом. Явь и мечта не конфликтуют в его сознании. Он живёт в совершенном мире, не видит реальности, не замечает того, что вокруг. В его идеальной вселенной люди прекрасны и добры («препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «очень приятный», «достойный человек», «прелюбезная женщина», — так характеризует Манилов своих знакомых). При первой же встрече Чичиков мгновенно становится верным другом, и в фантазиях героя их дружбой когда-нибудь восхитится весь свет.
Ласковый обходительный приём, который ждал Павла Ивановича у Маниловых, может показаться лицемерным, но скоро становится ясно, что гостеприимный хозяин не притворяется. От Чичикова ему ничего не надо. Ни к чему обманывать гостя, льстить ему. Персонаж искренне верит в сильнейшую симпатию, которая между ними возникла, верит в реальность своих иллюзий и по-настоящему живёт лишь в своих фантазиях. Там за дружбу ставят памятники, а царь награждает орденами. Там с башни над усадьбой можно видеть Москву, а над живописным прудом воздвигнут мост, на котором стоят торговые лавки. Там всё прекрасно: и супруга, в которую он влюблён, как перед свадьбой, и дети, подающие большие надежды, и его усадьба, хозяйство, быт.
Дом и быт
В этом идеальном мире герой видится себе интеллигентным, любящим читать и размышлять человеком. В реальности книга в его кабинете много лет открыта на одной странице, а глубокие раздумья сводятся к аккуратно расположенным кучкам табачного пепла.
Его дом открыт всем ветрам и крайне неуютен, но хозяину усадьбы, неряшливо распланированного и неухоженного сада всё представляется живописным и романтичным. Он порой вспоминает о комнате, в которой до сих пор нет мебели, о креслах, на которые не хватило обивочной ткани, но лишь на то мгновение, когда их заметил. Явь быстро снова сменяется в его сознании воображаемой идиллией.
В доме Маниловых долгожданного гостя потчуют только щами, но «от чистого сердца», что, по мнению хозяина, увеличивает ценность угощения, превращает его в настоящее пиршество.
Поместье
Маниловку найти оказалось не так просто. Вопреки названию, которому Чичиков поначалу придал форму «Заманиловка», вопреки манящему обаянию владельца, деревня располагалась дальше, и дорога к ней была запутаннее, чем полагал герой. Снова противоречие между ожидаемым и настоящим. Маниловка, по выражению Гоголя, «немногих могла заманить». Между серенькими (значит не новыми) избами не растёт ни одно деревце. Жизнь в деревне словно замерла. Чичиков, проезжая через неё, встречает лишь двух баб, тянущих драный бредень через пруд.
Помещик из Манилова никудышный. Вопрос о количестве умерших душ ставит его в тупик. Он зовёт приказчика, который тоже не сразу смог помочь. Люди, которые обеспечивают жизнь дворянской семьи и сами являются своеобразным капиталом, мечтателя-идеалиста не заботят.
Договор с Чичиковым
Перед Павлом Ивановичем нелёгкая задача — внедрить в иллюзорный, сотканный из воздушных мечтаний мир Манилова мысль о коммерческой сделке. Подать мошенничество таким образом, чтобы не исказить идеальной картины в голове собеседника. Опытный манипулятор справляется блестяще. Он понимает, что для живущего среди образов и красивых слов Манилова важны фразы, в которых грубая реальность приобретёт красивую форму. Именно такое высказывание, имеющее весьма далёкое отношение к делу, он и использует. Заворожённый звучанием громких, хоть и пустых, слов, мечтатель вмиг забывает о шокирующей сути сделки.
Вывод
Образ Манилова не лишён привлекательности. Это доброжелательный, мягкий, уступчивый, обожающий разговоры «о высоком» человек. В нём нет хищнической хватки Собакевича, наглого разгула Ноздрёва. Тем более далёк этот голубоглазый идеалист от утратившего человеческий облик Плюшкина. Его существование протекает в размышлениях и мечтах. В сущности, Манилов грезит о замечательных вещах: о мире, в котором нет вражды, лжи, насилия, злобы, а есть любовь, дружба, уважение, добро. В умении мыслить об отвлечённых предметах нет ничего плохого, если при этом человек понимает смысл практической жизни, если мечты связаны с реальностью. Но полная отгороженность от настоящей жизни превращает героя в странное, фантастической существо, далёкое от действительности, не понимающее ни законов, ни логики человеческого сообщества. Поэтому образ Манилова — символ абсолютно бесполезного и пустого существования, воплощение «мёртвой» души.
Характеристика образа Манилова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.