Мцыри — образ и характеристика героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема одиночества — основная в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В романтической поэме «Мцыри» этот мотив приобретает особое звучание. Его своеобразие позволяет осознать характеристика образа Мцыри — главного героя поэмы.

Происхождение, воспитание

Мцыри — не имя персонажа. Согласно примечанию Лермонтова, это слово в переводе с грузинского языка значит «послушник». Юноша, с шестилетнего возраста воспитывавшийся в монастыре, утратил после попадания в плен не только родину, семью, связь со своим народом, родной язык, но и то, что делает человека уникальной личностью, — имя, данное при рождении. В монастырь малыша привёз русский генерал. К какой из кавказских народностей принадлежала его семья, неизвестно. Ребёнок долго приходил в себя после тяжёлой болезни и то ли забыл, то ли скрыл от грузинских монахов всё, что связано с его ранним детством. Так, потеряв родину, герой поэмы лишается самого себя, своей идентичности, своего имени.

Психологический портрет

За годы, проведённые в православном монастыре, среди людей иной культуры, Мцыри освоил чужой язык, обычаи, привык к окружающим, но так и не стал своим. Свою чужеродность, как выясняется уже после неудачного побега, юноша ощущал всё время пребывания в обители. Трагизм его одиночества даже не в том, что он чужой, а в том, что Мцыри не знает, кто он. Жизнь, которую его принудили вести, не удовлетворяет молодого горца, потому что в глубине души он убеждён, что был рождён для другого. Но в чём заключается его предназначение, неизвестно.

Как и положено истинно романтическому герою, Мцыри покидает монастырь в бурную грозовую ночь. В этом эпизоде подчёркнута чужеродность героя окружающим. Стихия, с которой беглец ощущает почти родственную связь («…я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»), пугает монахов («…вы ниц лежали на земле…»)

Романтическая душа персонажа не может удовлетвориться той жизнью, какую определила для него судьба. В его памяти живут воспоминания о другом мире, «где люди вольны, как орлы». Он смутно помнит горное селение, отца, сестёр, односельчан. Так отчуждение от окружающей реальности соединяется с тоской по родным местам и острым желанием свободы. Без всего этого полноценного существования герой не мыслит. «Ты жил, — я также мог бы жить!» — говорит умирающий юноша посетившему его чернецу.

Три дня свободы


Какими стали для Мцыри эти три дня подлинной жизни? Первое, что он увидел за стенами обители — огромный мир, прекрасную природу Кавказа. Неволя отняла у него возможность наслаждаться красотой родного края, ощущать единство с бурей и горным потоком, с живописными долинами и снежными шапками на вершинах Кавказа. Вернув себе целый мир, Мцыри счастлив, его жизнь стала наполненной и яркой.

Однако первое же утро даёт герою понять, насколько он беспомощен и уязвим в родном, но незнакомом ему мире. Юноша просыпается на краю «грозящей бездны», по дну которой бежит поток. Долгожданная воля могла обернуться для него смертью в первую же ночь.

Свобода дарит ему гамму разнообразных сильных впечатлений, неизвестных дотоле чувств. Молодой человек действительно прожил, прочувствовал, испытал в эти дни больше, чем за все предыдущие годы. Одна из первых и самых чудесных встреч — молодая грузинка, спускавшаяся к берегу реки за водой. Обаяние юной крестьянки в сочетании с красотой песни сильно действуют на Мцыри. То, что он испытывает, сильнее, прекрасней и чище, чем любовь в её житейском смысле. Это чувство принадлежит исключительно сфере духа, в нём нет ничего бытового, приземлённого, плотского, что неизбежно примешивается к самой искренней любви.

Вообще, умение героя воспринимать красоту, наслаждаться ею вызывает восхищение. Однако мир открывается перед персонажем не только со своей прекрасной стороны. Он рвался на волю, но жить свободным он не умеет. Муки голода, страх темноты, потеря дороги, отчаяние — вот чем оборачивается для бывшего послушника обретённая независимость. Но даже в горький миг осознания своего бессилия Мцыри не желает помощи людей. Он по-прежнему не чувствует связи с ними. Дикий барс кажется юноше более близким существом, чем люди. Герой сражается с ним как с равным противником, бойцом, достойным уважения. Мальчик, проведший много времени в молитвах и послушании, оказывается, может быть яростным, остервенелым, жестоким, подобно хищному зверю.

Конец мечтам Мцыри наступает, когда становится ясно, что он возвратился к своей тюрьме. Три дня воли измотали юношу настолько, что сил для продолжения борьбы у него не осталось. Он оказался недостоин свободы, к которой стремился. «На мне печать свою тюрьма оставила…» — с горечью признаётся он.

Вывод


Образ Мцыри воплощает трагедию человека, насильственно отлучённого от мира, его красот и опасностей, его возможностей и рисков. Человека можно вырастить в неволе, но он всегда будет чувствовать недостаточность своего существования и мучиться этим. Беда в том, что навыки, необходимые для жизни в свободном мире, уничтожены годами, проведёнными в келье. Мцыри действительно подобен выросшему в темнице цветку. Жаркие лучи солнца, о котором он тосковал, убили его.

Характеристика образа Мцыри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *