Настя и Митраша Весёлкины — главные герои произведения М. Пришвина «Кладовая солнца», которое сам автор назвал сказкой-былью. Реальные события из жизни детей переплелись здесь с элементами сказки. Особенно ярко сказочные мотивы звучат в описаниях природы, леса. У Пришвина это заколдованный сказочный лес, где птицы и звери разговаривают, а сросшиеся сосна и ель плачут и стонут на всё болото.
Писательская характеристика образа Митраши достаточно полная: Пришвин рисует словесный портрет мальчика, изображает его характер, особенности личности, которые проявляются в его поступках; рассказывает об обстоятельствах его жизни и об отношении к природе. После прочтения этого произведения у читателей формируется полное и очень тёплое впечатление об этом мальчике.
Содержание
Внешность
Митраша — уменьшительное имя от полного имени Дмитрий. Отец иногда называл его «Дмитрий Павлович», чтобы подчеркнуть серьёзность разговора.
Митраше десять лет «с хвостиком», он на два года младше сестры. Это невысокий, но плотный, коренастый мальчик с широким затылком и выпуклым лбом. Учителя в школе называли его «Мужичок в мешочке» – очень уж серьёзным и самостоятельным был Митраша, а когда он одевался в отцовскую куртку, сидевшую на нём мешковато, то и выглядел мужичком в мешочке. Мальчик во всём подражал отцу.
Отправляясь вместе с сестрой за клюквой, Митраша обернул ноги портянками, как научил его отец, надел старый картуз с раздвоенным козырьком, подпоясался кушаком. Как настоящий охотник, он заткнул за пояс топор, на одно плечо повесил сумку с компасом, а на другое — двуствольное ружьё «Тулку».
Митраша, как и его сестра Настя, был весь в золотых веснушках, только курносый носик оставался чистым.
Формирование личности
На процесс формирования личности ребёнка влияет множество факторов: среда, в которой он растёт, окружение, врождённые качества и т.д. Но важнейшую роль играют всё-таки родители, их отношение к детям и методы воспитания. Настя и Митраша потеряли родителей ещё до описанных в книге событий: мать умерла, а отец погиб на фронте. Но незримое их присутствие в жизни детей чувствуется на всём протяжении повествования. Мать своим примером воспитала в дочери трудолюбие и хозяйственность: Настя, как и мать, рано встаёт, выгоняет стадо, готовит обед. Всё у неё получается, всё ладится, несмотря на огромный объём работы, не всякому взрослому посильный. Скорее всего, у матери было слабое здоровье, оттого она и умерла так рано. Мать была спокойной, молчаливой женщиной — автор не приводит её поучений детям. Она учила их своим примером. Отец — совсем другой. То и дело дети вспоминают его наставления, поучения, разъяснения по различным вопросам жизни. Вот Митраша спрашивает отца, зачем он всегда берёт на охоту компас, ведь лес ему хорошо знаком? И отец очень серьёзно, обращаясь к сыну по имени-отчеству, разъясняет ему необходимость компаса в случае, если туча закроет небо и по солнцу невозможно определить своё местонахождение.
Отец научил Митрашу делать деревянную посуду: всевозможные бочонки, лоханки, кадушки, цветочные горшки, которыми он в основном снабжает односельчан. Мальчик умело пользуется столярными инструментами. Всё мужское хозяйство тоже на нём, да ещё он, как взрослый, посещает все собрания, вникает в общественные вопросы деревни.
Характер
Митраша — сильный и упрямый мальчик. Иногда он был и строптивым, но Настя умела находить к нему подход, уступая брату, но не умаляя его чувство хозяина в доме. В основном дети были дружны и любили друг друга, а потеря родителей сплотила их ещё больше.
Но во время путешествия за клюквой между ними произошло разногласие: Митраша хотел идти по тропе, которая была слабо протоптана, а Настя настаивала на хорошо протоптанном пути, по которому ходили все люди. Столкнулись женское благоразумие и мужская страсть к новым открытиям и неизведанным путям. Эта ссора между детьми чуть не привела к гибели Митраши.
Этот десятилетний мальчик уже приобрёл все качества настоящего охотника: он умел обращаться с оружием, обладал особой смекалкой, понимал нрав животных. Когда его стало затягивать в болото, он умно повёл себя с подбежавшей собакой Травкой, которая жила в лесу одна после смерти лесника Антипыча. Митраша понимал, что, если он выразит свою радость при появлении Травки, она тоже с радостью бросится на него и тем самым погубит. Поэтому мальчик начал тихонько подзывать собаку, и она стала подползать к нему. Когда он почувствовал, что Травка вот-вот бросится к нему с радостным лаем, он резко схватил её за заднюю лапу и так был спасён — собака рывком вытащила его из болота.
Митраша был не по годам смелым: ему удалось почти в упор застрелить старого хитрого волка Серого Помещика, который наводил страх на жителей близлежащих деревень, но которого никто не мог подстрелить.
Вывод
В сказке-были «Кладовая солнца» писатель восхищается своими героями Настей и Митрашей, находя для них самые ласковые определения: умненькие, дружные, милые… Но в тоже время в процессе повествования ведёт их через различные испытания: смерть родителей; проявление гордости и самолюбия, когда они не могли уступить друг другу в споре, как пройти к богатой клюквой «палестинке»; испытание сильным увлечением (жадностью Насти), когда забота о ближнем отходит на второй план; расплата за упрямство Митраши, когда он чуть не завяз в болоте. Преодолев все эти препятствия, дети многое поняли и приобрели бесценный жизненный опыт.
Образ Митраши, так ярко очерченный автором, помогает читателям понять, что любовь и дружба способны преодолеть любые препятствия. Человек, воспитанный во взаимосвязи с природой, намного богаче духовно и нравственно. Книга Пришвина побуждает задуматься о дружбе, доброте, преданности, ответственности людей друг перед другом и перед природой. «…Книга моя назначается для всех возрастов, потому что написана для ребенка, живущего в нас самих от раннего детства и до старости», — говорил автор о «Кладовой солнца».
Характеристика образа Митраши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.