Наполеон Бонапарт — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» наряду с вымышленными героями действуют исторические лица. Образ Наполеона, созданный Толстым, не стоит считать сугубо документальным, так как роман относится к художественным произведениям, при написании которых может использоваться субъективное мнение и художественная выдумка. Об этом полководце в романе говорится с первых строк почти до последних. Писатель разносторонне раскрывает образ Наполеона, а в эпилоге представляет своё мнение об этом человеке.

Портрет: описание внешности, речи, манер поведения

Наполеон в описании Толстого — невысокий человек с полным, моложавым лицом. Автор отмечает, что в 1812 году лицо Бонапарта было жёлтое и опухшее, а фигура — потолстевшая, с выставленной вперёд грудью и животом — имела осанистый, представительный вид.

Наполеон по национальности был итальянцем, поэтому, будучи раздражённым, энергично жестикулировал. Ходил он быстрыми твёрдыми, решительными шагами, немного откинув назад голову.

Говорил Бонапарт резким голосом, «отчеканивая каждый слог».

Характер и поступки

Наполеон представлен в романе как жестокий завоеватель, поставленный историей во главе захватнических войн. Он показан как человек эгоистичный, лишённый нравственного чувства, равнодушный к людям. Бонапарту присущ эгоцентризм, он считал, что всё в мире зависело только от его воли. Интересовало его лишь то, что происходило в его душе. Он любит власть и поклонение своему «величию». Мнимое величие Толстой показал, описав, как Бонапарт обозревал Москву, стоя на Поклонной горе, и был уверен, что скоро к нему придёт делегация «бояр», чтобы вручить символические ключи от столицы.

Наполеон равнодушен к окружающим, но он хочет выглядеть в их глазах великим человеком, которому присущ не только выдающийся ум, но и высокие чувства. В сцене, когда перед Бородинским сражением Бонапарту привезли из Парижа портрет его сына, и он театрально любовался им, видна вся фальшь и позёрство этого человека. Наполеон понимал, что его слова и действия в этот момент будут историей.

Бонапарт привык, что его поведение, действия, слова вызывают восхищение у окружающих, и это ещё больше развило в нём тщеславие, уверенность в своей правоте всегда и во всём.

Отношение к войне и солдатам

Наполеон называл войну своим ремеслом и считал, что её нужно вести по правилам. Он жаловался в 1812 году Кутузову и императору Александру I, что русские ведут войну не по правилам. «Дубина народной войны», не учитывая этих правил, обрушилась на армию французов.

Бонапарт перед сражениями для поддержания у своего войска боевого духа произносил пафосные речи. Они записывались, чтобы сохранить их для истории.

Наполеон не появлялся на местах сражений даже в ключевые моменты, располагался подальше от этих мест, поэтому его распоряжения часто не выполнялись, так как либо то, о чём он распоряжался, было уже сделано, либо не могло быть выполнено из-за объективных причин.

Наполеон относился равнодушно не только к судьбе своих солдат, но и вообще к своей армии. Главной заботой его было всегда выглядеть величественно. Но ему пришлось забыть о своём величии при бегстве из России. Он ехал в тёплой шубе, оставив позади своих гибнущих и замерзающих солдат. Так Россия развеяла в прах мечты Наполеона о его мировом господстве.

Отношение Толстого к Наполеону


Л. Н. Толстой считал Бонапарта ограниченным человеком потому, что он был озабочен только своей славой, лишён правды и простоты, был равнодушен к людям. Своё мнение о том, каким образом Наполеону удалось стать императором Франции и завоевать множество европейских стран, Толстой изложил в эпилоге романа (часть 1, глава 3). Там он подчеркнул, что власть этому человеку дали «миллионы случайностей» и что успеху в войнах тоже сопутствовали счастливые для Бонапарта случайности. Но после Бородинского сражения вместо них появилось «бесчисленное количество обратных случайностей», которые были уже не за, а против наполеоновского нашествия.

Толстой считал, что «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). По его мнению, это сражение было дано не по воле Бонапарта, а потому что измученные походом голодные французы хотели в Москве «найти пищу и отдых победителей».

Автор романа «Война и мир» полагает, что Бонапарт не распоряжался ходом Бородинского сражения, поскольку из его диспозиции не было исполнено ничего, и он не видел, что там происходило. Он лишь, как пишет Толстой, «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).

Вывод

Образ Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» – это образ ограниченного человека, который обрёл власть и воинскую славу благодаря случайностям. Таким его представил автор. Главные герои романа, сначала восхищённые Наполеоном, впоследствии в нём разочаровались и уже не считали его великим.

Образ Наполеона, представленный Толстым, критически восприняли некоторые писатели, например, А. П. Чехов и Э. Хемингуэй. Они считали, что автор романа «Война и мир» недооценил его полководческую гениальность.

Характеристика образа Наполеона может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.