Настя — образ и характеристика героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»


Михаила Пришвина не считают сугубо детским писателем, хотя давно известны его рассказы для детей («Дедушкин валенок», «Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук» и др.). А вот сказка-быль «Кладовая солнца», написанная им специально для конкурса на лучшую детскую книгу, стала книгой «для всех». Смыл её понятен и детям, и взрослым. Юные читатели с интересом следят за приключениями главных героев, а взрослые видят в ней и более глубокий смысл: борьба за любовь осложняется столкновением двух извечных начал жизни — любви (добра) и зла. Солнце накапливает свою энергию в болоте, и там образуются залежи торфа, которые после добычи согревают людей в холодную пору. А в сердцах людей находится другая кладовая — накопленная любовь к людям, к природе, ко всему окружающему миру.

Почему писатель назвал это произведение сказкой-былью, ведь главными героями являются реальные дети, с которыми автор познакомился в деревне Усолье? Так определил жанр произведения сам писатель. Дело в том, что сказка и быль неразделимы в его творчестве — в этом суть писательской манеры Пришвина. Сказка была написана и опубликована в 1945 г., в самые первые дни после войны. Её главные герои — брат и сестра Весёлкины, Настя и Митраша. Внимательный читатель заметит, что авторская характеристика образа Насти достаточно полная и выразительная, и образ этой не по годам мудрой девочки остаётся в душе надолго.

Внешность и характер

Автор описывает внешность девочки с большой любовью, называя её «Золотой Курочкой на высоких ножках». Золотой цвет её облика складывается из цвета волос, которые отливали золотом, и щедрой россыпи крупных веснушек, «как золотые монетки». Один только курносый носик Насти был чистым. Пришвин не жалеет восторженных эпитетов для характеристики детей, называя их дружными, милыми, умными трудолюбивыми… Они не только справляются с домашним хозяйством, но в свободное время помогают ещё и колхозу.

Понятно, что такими их воспитали родители. Настя постоянно вспоминает наставления и советы отца. Автор пишет, что она делала всё так, как и её мать: вставала ещё до восхода солнца, по трубе пастуха; выгоняла стадо, а затем начинала хлопотать по хозяйству, готовила обед — и так справлялась с домашними делами.

Настя отличается той женской интуицией, которая свойственна уже взрослым людям: умеет благоразумно промолчать, чтобы не заводить ссоры, или спокойно посоветовать. Она хоть и старше брата, но по древнему русскому обычаю считает хозяином в доме всё-таки мужчину, пусть даже и младшего по возрасту. Она не приказывает Митраше, а только советует, когда это необходимо, или приглашает к работе: «Давай полоть вместе». А когда брат начинает сердиться, она ласково гладит его по затылку своей маленькой мягкой рукой, и тот успокаивается.

Образ жизни

Настя и её брат — сироты. Отец их погиб на войне, а мать умерла от болезни. Но они не чувствуют себя одинокими и беззащитными — сначала им помогали соседи, а затем дети сами научились хозяйничать.

Насте 12 лет. Она с братом живёт в селе, недалеко от города Переславля-Залесского в Ярославской области. Хозяйство у них большое: корова Зорька, коза Дереза, телушка Дочка, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен… С таким хозяйством не каждый взрослый справится, а тут дети. Но Настя с детства была приучена к труду, а сноровку приобрела уже в процессе самостоятельной жизни.

В поход за клюквой

Ранней весной, когда ещё под деревьями лежал снег, дети решили идти за клюквой — весенняя клюква, перележавшая зиму под снегом, бывает самой сладкой. Митраша снарядился как настоящий охотник, как отец: ружьё, компас, топор. А Настя приготовила с собой запас еды: варёную картошку, бутылку молока, хлеб. И тут они вспомнили, что отец говорил им, что в лесу есть «палестинка» — особое место, полянка на Блудовом болоте, где очень много сладкой клюквы. Но когда они подошли к развилке тропинки, между ними возникло разногласие о том, куда идти. Митраша по компасу решил идти на север, куда вела слабо протоптанная тропа, а Настя настаивала на том, что надо идти протоптанной тропой, где проходило большинство народа. И так, не договорившись, они разошлись по разным тропам.

Стрелка компаса привела Митрашу в Слепую елань, самое погибельное место Блудова болота, где затягивало людей и скот. И болото стало засасывать мальчика.

Настя в это время так увлеклась сбором сладкой клюквы, что забыла обо всём, забыла о брате. Сначала она собирала каждую ягодку отдельно, потом рвала горсточкой, так незаметно и потеряла набитую тропу и стала ползать по поляне, собирая ягоды — в ней пробудилась жадность. Автор описывает характерный эпизод встречи Насти с лосем. Лось «видит» Настю, а она его – нет. Но ползающую по земле девочку, охваченную жадностью, даже животное не принимает за человека, а автор называет её «прежняя Золотая Курочка» — так сурово оценивает писатель поведение Насти. Никогда, ни при каких обстоятельствах человек не должен забывать о своей человеческой сущности, даже если это ещё маленький человек. Личность формируется в детстве.

И в этот момент она увидела собаку Травку — это было напоминание о любви и верности. Настя возвращается к правде жизни и человечности.

К счастью, Травка помогла Митраше спастись, вытащила его из болота, а для Насти это происшествие стало жизненным уроком. Она корила себя за свой поступок, за проявленную жадность, из-за которой забыла о брате. Всю собранную клюкву она отнесла в детский дом, где во время войны жили эвакуированные ленинградские дети.

Вывод

Жизнь детей показана в сказке в единстве с окружающим их миром — так, по мнению Пришвина, и должно существовать всё живое. В этом — правда жизни. Образ Насти убеждает в этом читателей. Человек способен на многое, если он наделён чувством ответственности перед людьми и природой, если он прислушивается к голосу своего сердца, если всегда спешит на помощь другим, если с детства приучен к осознанному и созидательному труду.

Характеристика образа Насти может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.