Наталья Мелехова (Коршунова) — образ и характеристика героини романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Таких женских персонажей в мировой и в русской литературе немало, но далеко не каждому писателю удаётся сюжетная линия, в которой фигурирует этот персонаж. Однако Михаилу Шолохову образ Натальи Коршуновой, законной супруги главного героя произведения Григория Мелехова бесспорно удался. И потому характеристика образа Натальи — это характеристика пусть и не настолько колоритного и противоречивого, как другие персонажи, но все равно очень цельного и прекрасно вписывающегося в канву романа персонажа.

Воплощённый идеал жены

Григорий Мелехов, будучи в отношениях со своей соседкой Аксиньей Астаховой, женился на Наталье Коршуновой по настоянию родителей. Описывая Наталью, автор упомянул что она «даже красивая». Но внешность не была главным и определяющим для этого персонажа. Описывая, как Наталья выглядит, Михаил Шолохов с филигранным литературным мастерством показал, говоря о внешних чертах, внутренние ценные качества её характера (которые всё-таки не оценил по достоинству Григорий Мелехов).

Наталья Коршунова в первую очередь — идеальная жена и идеальная мать. Потому недаром в романе упоминаются её «раздавленные работой руки», «широкая рабочая спина». Она — именно та супруга, которая будет примерно вести хозяйство, рожать детей, терпеливо дожидаться мужа-казака из походов. Она — «каменная стена» для стремящегося к тихой, спокойной и сытой жизни мужчины.

Но, как часто встречается и в жизни, Наталья Коршунова полюбила совсем не того мужчину, который оценил бы её достоинства. Она полюбила Григория Мелехова — страстного, мятущегося, с текущей в жилах кровью бабки, пленной турчанки и с доминирующими восточными генами. Спокойная и сытая жизнь со скромной и стесняющейся проявлений чувственности супругой очень быстро надоедала Григорию. Ему хотелось испепеляющей страсти: хотелось излучать её и получать такую же страсть в ответ. Но Наталья была совсем не той женщиной, которая могла дать такую страсть. И потому Григорий то уходил от неё, то возвращался, но уходил постоянно к Аксинье — такой же неистовой и страстной, как и он.

Жертвенная любовь


К идее создания его дочерью семьи с Григорием Мелеховым отец Натальи, Мирон Коршунов, отнесся очень скептически, поскольку понимал, что его дочь, любящая покой и уют, вряд ли нормально уживется с неистовым сыном Пантелея Прокофьевича. Но Наталья проявила несвойственное для неё упрямство и всё же добилась свадьбы с Григорием.

Это свадьба стала для неё восшествием на крест жертвенной любви, которую и неразделенной назвать сложно, поскольку Григорий всё же ценил отношение к нему супруги, но и в полной мере разделёнными эти чувства тоже не назовёшь. Жизнь Григория с такой женой была благом, только если она продолжалась очень недолго. И он сам не выдерживал «тихую гавань» с Натальей, да и обстоятельства складывались так, что быть вместе долго им оказалось не суждено.

Вскоре после начала семейной жизни Григорий признался Наталье, что не любит её и уехал с любовницей. Супруга поступила в высшей степени благородно. Написала письмо о том, что один несчастный человек (она) — всё же лучше, чем двое несчастных (она и Григорий). Но потом на протяжении всего времени отсутствия в её жизни Григория терпеливо и верно его ждала. Горевала, когда с фонта пришла новость о смерти мужа, и воспарила духом, когда от него пришла весточка: всё-таки — жив. В письме Мелехова о Наталье было только два слова: «жене поклон». Но и их было вполне достаточно для неимоверной радости.

Казалось бы, период мучений позади: узнав об отношениях Аксиньи с Листницким, Григорий вернулся к Наталье. Жизнь вроде бы наладилась. Родилась двойня (мальчик и девочка). Дела шли на лад. Но произошли события 1917 года, началась Гражданская война, пришли красные, и Григорию нужно было бежать к повстанцам. А затем Григорий снова разрывался между Натальей и Аксиньей, чувства к которой вспыхнули с новой силой.

Зависть, интриги и козни Дарьи сделали свое чёрное дело: беременная третьим ребенком Наталья решилась на аборт, который прошел неудачно: она погибла от кровопотери. Этот решительный шаг — первый и единственный в романе-эпопее «Тихий Дон» выход Натальи из «матрицы» жертвенной любви. Она решила, что не будет больше рожать детей не ценящему её преданности Григорию. И этот выход стал для неё смертельным.

Вывод


И русские, и зарубежные литераторы создали впечатляющую галерею образов женщин, как будто созданных для жертвенной любви и несущих этот крест до последнего. Но образ Натальи в этой галерее стоит особняком. Он — обобщённое воплощение образа терпеливых и всепрощающих донских казачек, к которым так трепетно относился Михаил Шолохов и образы которых талантливо и мастерски создавал в своих произведениях. Возможно, автор даже сожалел, что развитие сюжета его романа-эпопеи не позволили завершить сюжетную линию Наталья хорошим или хотя бы обнадёживающим финалом.

Характеристика образа Натальи Мелеховой (Коршуновой) может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *