Для людей, не особенно хорошо знакомых с творчеством Льва Толстого, наверное, будет очень удивительно, что самая известная его литературная героиня и одна из наиболее знаковых героинь во всей истории русской литературе, Наташа Ростова, — некрасивая. Да, именно это слово, «некрасивая» употребил писатель, списывая свою героиню в первой сцене, когда она предстаёт читателю. И ни одна характеристика образа Наташи Ростовой не обходится без противопоставления её внешней некрасивости и богатейшего внутреннего мира.
Кстати, кинематографисты всячески противились этому, и в различных экранизациях романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» Наташу Ростову играют или актрисы-красавицы, или как минимум весьма симпатичные.
Содержание
Мучительные поиски любви
Наташа Ростова наделена богатым внутренним миром, добрым и чутким сердцем, пытливым умом. Потому неудивительно, что Андрей Болконский полюбил Наташу и даже был готов связать себя с ней узами брака. Но старый князь, отец Андрея, считавший Наташу легкомысленной, ветреной и потому — не парой для своего сына, потребовал от него выдержать годичную паузу перед бракосочетанием.
Не выдержав разлуки с женихом, юная и жаждущая любви Наташа увлекается Анатолем Курагиным, ухаживающим за ней и рассматривающим зарождающиеся отношения как очередную интрижку. Но этого не видит Наталья, которой явно недостаёт жизненного опыта. И она, увлеченная Анатолем, отказывает Андрею Болконскому.
Читателю остаётся только гадать, каким был бы союз между неглупой, но всё же приземленной и тяготеющей к простым мирским удовольствиям Наташей и постоянно рефлектирующим, пускающимся в философские размышления князем Андреем Болконским.
Писатель уберёг свою любимую героиню от катастрофы. На то она и любимая. Планы Анатоля Курагина сбежать с Наташей из Москвы и тайно обвенчаться рухнули: осуществиться им не позволила Марья Дмитриевна Ахросимова, уберегла юную девушку от беды. Ведь позже стало известно, что на момент встречи с Наташей Анатоль Курагин был уже женат. От горя и разочарования девушка даже пыталась покончить с собой, приняв мышьяк.
Она хотела любить. Любить страстно, беззаветно, как во французских романах. Увлечений у неё было много: учитель танцев, Борис Друбецкой, Василий Денисов. Но все это было несерьёзно. Эти увлечения были этапами эволюции героини.
Ведь Наташу Ростову, как и всех остальных главных персонажей «Войны и мира» Лев Толстой показывает в динамике, в эволюции. Показывает перемены, происходящие с персонажем на протяжении длительного времени.
Наташа была отнюдь не изнеженной аристократкой, несмотря на графское происхождение. Описывая героиню, Толстой указывает, что она была весьма крепка, нередко участвовала вместе со своим семейством в охотах, превосходно ездила верхом.
Духовное взросление
Как уже было сказано выше, Наташа Ростова была некрасива внешне, но богата духовно. И её бытование в романе — путь духовного взросления, формирование богатейшего внутреннего мира, который освобождается от ветрености и поверхностности. Правда, на этом пути приходится проходить и через серьёзные испытания, и через трагедии. Наташа преданно ухаживает за матерью, для которой смерть младшего сына стала колоссальной трагедией, лишившей женщину здоровья. Она ухаживает за Андреем Болконским, смертельно раненным в Бородинской битве. Ухаживание за князем Андреем, его уход из жизни стали для Наташи Ростовой переломным моментом. От ветреной и пребывавшей в состоянии постоянной влюблённости девчонки не осталось и следа.
Постепенно выкристаллизовалась сильная, волевая и степенная женщина. И потому неудивительно, что автор всё же соединил судьбы Наташи Ростовой и Пьера Безухова. В финале романа читателю предстаёт мать четверых детей, нашедшая себя в семье, в заботах о муже и детях. Ей чуждо светское времяпрепровождение. Она обрела свой путь.
Вывод
Бесспорно, образ Наташи Ростовой — один из ярчайших в русской литературе, многократно перешедший в экранизации и даже ставший персонажем анекдотов, что — тоже своего рода очень увесистый комплимент автору от простых людей, ведь далеко не каждый литературный персонаж удостаивается такой чести. Скажем анекдотов об Онегине, Печорине или Родионе Раскольникове нет или практически нет.
Ценен этот литературный образ еще и тем, что показан в динамике, органично вписан в драматические и трагические события в истории России во время действия романа-эпопеи «Война и мир».
Попытки повторить этот образ предпринимались и другими авторами. Например, Маргарет Митчелл в «Унесённых ветром». Многие критики отмечали, что её Скарлетт О’Хара — аллюзия на Наташу Ростову. Но только аллюзия. Не более чем аллюзия.
Характеристика образа Наташи Ростовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.