Ноздрёв — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Следуя логике названия поэмы Николая Васильевича Гоголя, основной её темой является исследование омертвения души, утраты человеком понимания жизни, как созидательного процесса. Герои поэмы «Мёртвые души» становятся своеобразными иллюстрациями этой мысли. Каждый из них перестаёт быть носителем созидающего человеческого начала, превращается в бессмысленного потребителя, существо, которому не суждено оставить хоть какой-то след на земле. Характеристика образа Ноздрёва прибавляет галерее карикатурных образов необычные краски, поскольку этот герой представляется самым живым, беспокойным, деятельным из них.

Фамилия

Гоголь любит давать персонажам «говорящие» фамилии. Однако фамилия Ноздрёв не носит оценочного характера. Ноздри — выразительная, но не самая приятная деталь человеческого лица. С ними связано представление о нечистоплотности, грубости нрава, бескультурье. Ноздри непроизвольно раздуваются в момент возбуждения, когда человек тяжело, напряжённо дышит. Возможно, тут и скрыта ассоциативная связь. Ноздрёв действительно груб, несдержан, не умеет себя вести и постоянно находится в возбуждённом, взвинченном состоянии.

Внешний вид


Если бы не манеры, внешний вид Ноздрёва производил бы благоприятное впечатление. Среднего роста, крепкого сложения, он движется энергично, проворно, молодцевато. В его жестах чувствуется скрытая сила, но не тяжеловесная и неуклюжая, как у Собакевича, а уверенная и деятельная. Его румяное лицо, с полными щеками и белоснежными зубами излучает здоровье. В нём видно «что-то открытое, прямое, удалое». На фоне неповоротливого Собакевича, расслабленного, ленивого Манилова, а тем более потерявшего человеческий облик Плюшкина этот персонаж выглядит почти положительным. Но на что направлены его энергия и силы, чему служит переизбыток физического здоровья?

Манеры, речь

Особенность манеры общения Ноздрёва — в необыкновенно быстром сближении с любым человеком. С первых минут знакомства и уже навсегда человек становится закадычным другом персонажа, что даёт тому сомнительное право «тыкать» и хамить новому приятелю, свысока похлопывать по плечу и выдумывать про него всякую чушь.

В обществе Ноздрёв на редкость бесцеремонен, и это порождает немало неприятностей. Гоголь называет своего героя «историческим человеком». Где он появляется, там не обходится без скандальной истории. Его бьют, выгоняют за двери, называют шулером, обличают во вранье и клевете. Но жизнерадостность персонажа преодолевает всё. На следующий же день он встречается со вчерашними обидчиками как ни в чём не бывало.

Речь Ноздрёва вполне соответствует его залихватскому поведению. Выражается он всегда эмоционально, сплошными восклицаниями. В доказательство своей правоты часто использует выражения «бьюсь об заклад» или «держу пари». В общем, его речь бессодержательна, хотя и многословна. В ней много эмоций, но нет смысла. В основном герой говорит о себе: своих проигрышах, выигрышах, потерях, находках, покупках, неудачах. Много бранится, много хвастается и, конечно, очень много врёт.

Хозяйство, усадьба, семья


Всё, что имеет Ноздрёв, почти разрушено. Дети заброшены, жена умерла. Хозяйство запущено, мужики живут сами по себе, не ощущая господского присмотра. Беспорядок в доме, наполненном случайными и бесполезными вещами, вполне соответствует беспорядочному образу жизни хозяина.

В поэме Гоголя вещи намного больше говорят о своих владельцах, чем их слова и поступки. Поэтому автор так внимателен к описанию обстановки в домах своих героев. Но в случае с Ноздрёвым дело обстоит несколько иначе. О сущности его натуры свидетельствует не то, что у него есть, а то, что ему представляется. Его дом наполнен призраками несуществующих богатств. В пустых стойлах когда-то стояли великолепные лошади. Старая, слепая собака раньше была замечательной гончей, а щенок непременно станет первоклассным псом. Пистолеты и кинжалы в кабинете сплошь турецкой или английской работы. В пруду водятся гигантские щуки. Враньё Ноздрёва во время прогулки по поместью и усадьбе достигает невиданных размеров. Лес, растущий за границей его владения, помещик не только присваивает себе, но мгновенно изобретает обстоятельства покупки.

Суть персонажа

Ноздрёв вовсе не хочет обмануть собеседника, показаться богаче, значительнее, чем он есть. Герой действительно верит в только что сочинённые им небылицы. Так он рассказывает о своей школьной дружбе с Чичиковым, который из доносчика незаметно превращается в фальшивомонетчика, шпиона, едва ли не в Наполеона. Особенность этого человека состоит в том, что он живёт в своём, каждый раз мгновенно, под влиянием ситуации создаваемом им мире. Его глупое враньё и хулиганство — от избытка сил, энергии, желания, чтобы всё было интересным, увлекательным, необычным, чтобы люди были азартны, смелы, беспечны, щедры душой и деньгами. Удаль, сверхъестественная энергия персонажа могли бы своротить горы, будь они направлены в нужное русло. Суть образа Ноздрёва в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключается в том, что весь его огромный потенциал бесполезен и даже вреден при омертвевшей, не сознающей своих желаний душе. Кипучая деятельность героя порождает только пустоту.

Характеристика образа Ноздрёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *