Илья Ильич Обломов — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Прежде чем говорить об образе главного героя романа Ивана Александровича Гончарова, следует уяснить позицию автора, понять замысел и цель его романа, осознать особенности творческой манеры писателя.

Он в своих произведениях избегал открыто выражать авторскую позицию, а тем более — вершить суд над героями. Поэтому характеристика образа Обломова полностью отдана автором на суд читателей.

Творческая манера И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Но его реализм определяется его личностью, мировоззрением, особенностью творчества. Например, для него большое значение имела объективность изображения, это отмечали многие критики, в том числе и Н. Добролюбов. Писателя в меньшей степени интересовали политические события и революционные потрясения. Больше всего его привлекала обычная жизнь в её нравственных противоречиях. Но писательская манера, эпическая и мало эмоциональная, спокойная, помогала ему создавать произведения, в которых всесторонне показана повседневная жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им через социально-бытовой уклад. Нет, он не был равнодушен к передовым идеям того времени — считал необходимым освобождение крестьян от крепостной зависимости, просвещение народа и т. д., но не увлекался революционными идеями.

«… Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — утверждал он.

Илья Ильич Обломов


При создании центральных образов писатель большое внимание уделяет их предыстории: семье, воспитанию, т. к. считает, что истоки характера зарождаются именно там. А внутреннее содержание персонажа помогают понять внешние детали и портрет.

Внешность

В начале романа Обломову 32–33 года. Это мужчина приятной наружности: средний рост, тёмно-серые глаза, нежное белое лицо. Но глаза казались тусклыми, а лицо было измятым от долгого лежания и малой подвижности. Чаще всего лицо его было небритым — бриться ему было лень.

Фигура Обломова отягощена полнотой, приобретённой ещё в детстве. Тело его, судя по цвету шеи, было чересчур белым и изнеженным, а руки — маленькими и пухлыми. Он сам себя считает «дряблым, ветхим, изношенным кафтаном», хотя автор пишет о мягкости и даже некоторой грации его движений.

Главной его одеждой был старый любимый халат, который он не просто надевал, а укутывался в него. А ещё одна замечательная деталь — домашние туфли героя. Если при попытке встать с постели его ноги сразу не попадали в них, то он тут же снова ложился. Полюбив Ольгу Ильинскую, он на некоторое время как будто пробуждается от тягучего сна, и тогда у него появляется желание сбросить халат «не только с плеч, но и с души, с ума…». Но любовь не состоялась. И халат вернулся — Агафья Матвеевна Пшеницына, его новая хозяйка, достала халат из чулана… Всё возвращается на круги своя.

Образ жизни

Обломов — потомственный дворянин, помещик. Он владеет крепостными, которых у него 300 душ. Но дела поместья не волнуют хозяина — он домосед и редко выходит из дома, ведёт уединенную жизнь. Чаще всего он просто лежит на диване. Периодически его пытается встряхнуть и расшевелить друг детства Штольц: он порицает его бездеятельность («тебе, кажется, и жить-то лень?», «точно ком теста, свернулся и лежишь»), но вывести Обломова из полусонного состояния очень сложно.

Книги и газеты он не читает — ему не интересно, но перед Штольцем он оправдывается, что мелкая печать портит глаза.

Обломов — слабый, безвольный человек: «Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…». Всё понимая, он ничего не может с собой поделать и  признаётся, что это душевное угасание началось у него ещё в детстве: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну…».

Но это нравственно чистый человек, поэтому к нему тянутся люди. Иногда в его доме бывает по несколько посетителей в день, которые приходят с разными целями, но в основном чтобы излить душу. Он никогда никому не сделал ничего плохого — это и притягивает к нему людей. Обломов эмоционален, он способен плакать о судьбах даже чужих ему людей, но в то же время ничего не делает для помощи ближним. В юности он любил живопись, восхищался мадоннами Рафаэля, но и этот интерес с годами угас. Осталась только страстная любовь к музыке.

Он часто ошибался в людях, но не потерял веры в добро, любовь, искренность и человеческую честь. Это свойственно чистым и целомудренным людям. Он не умеет обманывать, говорить пошлые комплименты, льстить.

Но труд его тяготит. Когда ему сообщают о текущих делах в его имении, это вызывает в нём недовольство и скуку. На слова Штольца о необходимости труда он отвечает: «Так когда же жить? Для чего же мучиться весь век?» Но жизненной цели у него нет, и сам он упрекает себя за пустоту и ненужность своей жизни.

Гончаров показывает характер Обломова и через предметы домашнего быта. На всех его вещах — печать заброшенности, следы запустения.

Обломов не терпит суеты и вечной спешки городских жителей.

В первых восьми главах романа Обломов лежит на любимом диване. К нему постоянно идут визитеры, сменяя друг друга, символизируя образ Петербурга. Каждый из них живет в постоянной суете, вечно спешит, гонится за успехом, строит карьеру, сплетничает, развратничает. Обломов понимает, что это пустота, прикрытая видимостью жизни. Он предпочитает одиночество. Идеал его жизни — Обломовка, т. к. истинное счастье он видит только в покое.

«Сон Обломова»


«Сон Обломова» Гончаров опубликовал ещё в 1849 г., хотя полностью роман был напечатан в журнале «Отечественные записки» только через 10 лет, в 1859 г. «Сон Обломова» — ключ к пониманию героя.

Сам роман произвёл сенсацию в обществе. О нём спорили, им восхищались. Но особенно привлекал внимание и вызывал противоречивые чувства образ главного героя. Одни видели в нём положительный персонаж, а других он возмущал. Н. Добролюбов отмечал, что Гончаров в образе Обломова показал социальное явление, порождённое той средой, в которой он жил, и итог нравственного развития дворянства, итог паразитического существования помещичьего сословия. Лень, физическая и социальная апатия, неспособность к деятельности — всё это Штольц называет «обломовщиной». Добролюбов с этим определением согласен, а истоки этого явления видит в самом укладе русской жизни.

В сущности, сон Обломова — это не просто сновидение. Это подробная картина жизни деревни Обломовки, в которой формировался характер главного героя.

Для жителей Обломовки настоящей жизнью являются «тишина и невозмутимое спокойствие». Иногда это спокойствие нарушается некоторыми неприятностями, в число которых входит и труд — его они считают наказанием. Илюше с детства внушали, что делать ничего не нужно, для всего есть Захары, и скоро мальчик сам научился покрикивать на слуг. Зарабатывать на жизнь — недостойное занятие для дворянина, считал он уже взрослым. Он твёрдо уверен в том, что на барина всегда должен работать крестьянин.

Но… Этот же жизненный уклад сформировал и его благородство, мягкость, доброту. «Обломовщина» — это не только «дикое барство», это и огромная материнская любовь, и ласка, которыми Илюша был взлелеян с раннего детства. Эмоциональность и чувствительность героя сформировались под воздействием поэзии деревенской уединенной жизни, русского хлебосольства, красоты природы. Патриархальный уклад русской жизни отличался не только отрицательными, но и поэтическими его сторонами.

У Обломова было удивительное сердце, «чистое», «как колодезь глубокое» — это очень хорошо понимал и чувствовал его друг детства Штольц. За это полюбила его Ольга Ильинская. Бескорыстие и искренность Обломова привлекали к нему множество людей. Он способен глубоко чувствовать, понимает искусство. В искусстве он ценит красоту и человечность.

Сон Обломова помогает читателям понять его идеалы. Они не совпадают с основами петербургской жизни и даже противоположны им. Только во сне он может попасть в ту страну покоя, счастья и любви, где человеку не надо притворяться, где он остаётся самим собой. Ведь Обломов в сущности своей – идеалист. Эта добрая, честная натура, искавшая правды, но постоянно обманывающаяся, осознала своё бессилие и впала в апатию, из которой её не смогли вывести ни Штольц, ни любовь к Ольге Ильинской. Он только сделал попытку выйти из стоячего болота своей жизни, но эта попытка не была завершена.

Но покой он всё-таки нашёл — в доме вдовы Пшеницыной. Её дом становится для него Обломовкой — здесь были покой и апатия, но не было поэзии и ожидания чуда. И незаметно его сон переходит в вечный сон — так было со всеми обитателями Обломовки.

Заключение

Чем притягивает образ Обломова? Почему этот апатичный, ленивый герой уже полтора века вызывает споры и волнует читателей и критиков? Что же такого находят в нём его сторонники?

В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Об этом он говорит Штольцу: «… Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь… Скука, скука, скука!.. Где же тут человек?»

Как актуально и для нашего времени всё, сказанное им!

Обломов симпатичен тем, что лежит на диване не только потому, что может ничего не делать, но и потому, что не желает жить в ущерб своему нравственному убеждению.

Характеристика образа Обломова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *