Девушка-колдунья из повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» — одна из самых романтичных героинь русской литературы. Характеристика образа Олеси демонстрирует изменение традиционного сентиментально-романтического противостояния «дитя природы — цивилизация» в прозе начала XX века.
Содержание
Внешность, характеристика речи
Первое появление героини на страницах повести автор изображает необыкновенно ярко. Сначала рассказчик слышит «свежий, звонкий, сильный» голос, поющий жизнерадостную песенку. На пороге избушки, напоминающей обитель бабы Яги, появляется высокая, красивая, смеющаяся девушка, создавая ощутимый контраст и с убожеством обстановки, и со старухой-хозяйкой. Олеся похожа на лесную волшебницу, добрую фею: она придерживает руками трёх крошечных птичек, которые, по её словам, опять за нею увязались.
Врождённая чуткость к слову позволяет Олесе образно, ярко и точно формулировать свои мысли, описывать, рассказывать. Речь девушки — свидетельство гармоничности её натуры, редкого свойства одним своим присутствием украшать окружающий мир.
Отношение Олеси к природе и людям
Девушка органично связана с окружающей её природой. Лес, болота — это её мир, в котором нет ничего, что бы несло угрозу. Другое дело — деревня. Люди вызывают в героине настороженность, ощущение скрытой опасности. Ведь её бабушку, посчитав ведьмой, односельчане прогнали вместе с внучкой в лес, сломав её хату. Девушка не верит в существование добрых и умных, дружелюбных и приветливых людей. Она таких никогда не видела.
Характер
Немалую долю обаяния лесной отшельнице добавляет окружающая её таинственность. Даже если бы повествователь не слышал рассказа о колдунье на болотах, образ девушки, живущей уединённо, в лесу, сторонящейся людей, сам по себе глубоко воздействует на воображение, как и чудеса, которые она демонстрирует. Манеры таинственной красавицы не похожи на поведение здешних жительниц и поражают своей естественной простотой и изяществом. Олесю отличали такие черты характера, как независимость, своеволие, свободолюбие.
К сожалению, ограниченность сознания, свойственная в то время простым людям, населяющим Полесье, наложила отпечаток и на героиню. Она искренне считает, что от рождения её душа продана дьяволу. Этим она объясняет свою непохожесть на других.
Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича
Герой-рассказчик в «Олесе» — мелкий чиновник, прибывший по служебным обязанностям в маленькую деревеньку. Молодой интеллигентный человек, мечтающий стать писателем, находит в Олесе воплощение своих романтических представлений. Девушка привлекла его не только своей яркой красотой. Огромное впечатление на Ивана Тимофеевича произвела независимость, сила характера обитательницы полесских болот. На протяжении повествования он не раз удивляется её чувству собственного достоинства, благодаря которому лесная дикарка ведёт себя с удивительной тактичностью и вместе с тем непринуждённо, уверенно.
Отношения между представителем образованного слоя общества и девушкой из простого народа составляли сюжет и других произведений русской литературы. Однако в повести А. И. Куприна нет привычного противоречия между человеком, избалованным достижениями и возможностями цивилизации, и наивной, простодушной женщиной, сформировавшейся вдали от городской культуры.
Олеся не наскучила Ивану, как Лиза Эрасту в повести Карамзина или Бэла Печорину в романе Лермонтова. Она не напугала молодого человека чрезмерной откровенностью чувств, как тургеневская Ася. Напротив, искренняя любовь девушки, не знакомой с правилами общества, восхищает и притягивает героя. У Куприна к трагедии приводит вовсе не противостояние социально далёких друг от друга персонажей.
Причина разлуки Олеси и Ивана Тимофеевича
Причиной разлуки героев повести являются люди, населяющие Полесье. Унизительное положение, в котором много лет жили здешние крестьяне, сформировало из них рабов. Рассказчик отмечает характерный угрюмый взгляд исподлобья, замкнутость, молчаливую недоброжелательность деревенских жителей. Вместе с тем, они уже издали ломают перед «барином» шапки и почтительно кланяются. Просвещённый горожанин, Иван с отвращением пишет о «подлой манере» целовать руки даже самому мелкому чиновнику. Вопреки ожиданиям, он не записал ни одной полесской сказки, легенды или песни. Жизнь не дала местным обитателям повода для творчества.
Зажатые в тисках нищеты и рабского сознания, жители Полесья причину своих несчастий видят в том, что им непонятно. Они боятся всего, что не укладывается в рамки привычного мира. Поэтому независимость Олеси вызывает у них ненависть. Им чужда её внутренняя свобода, своеволие, дерзость. Это пугает и настораживает их.
Попытка «колдуньи» пойти в церковь, желание присоединиться ко всем, стать такой же, едва не убила её. Олеся отказывается уехать с рассказчиком, потому что уверена: люди везде таковы, как здесь, и никогда не позволят ей жить рядом с ними.
Вывод
Образ Олеси — олицетворение естественной свободы. Её трагедия обусловлена не традиционным романтическим противостоянием природного начала и цивилизации. Это конфликт свободного человека и рабского мироощущения. Общество, привыкшее к покорности, не желающее никакого развития, неспособное распоряжаться даже собственной судьбой, одурманенное самыми тёмными суевериями, ненавидит всякое свободное проявление духа. Оно стремится уничтожить всё необычное, слишком яркое, смелое, красивое, потому что это грозит разрушить отвратительный, но привычный порядок вещей.
Характеристика образа Олеси может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.