Ольга Ларина — персонаж, противопоставленный главному женскому образу в русской литературе — Татьяне Лариной. Задумчивая, загадочная, обладающая сложным и богатым внутренним миром Таня изображена автором на фоне её легкомысленной, беспечной и жизнерадостной сестры. Роль Ольги в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» сводится к тому, чтобы оттенить, подчеркнуть неприметные, но драгоценные свойства души Татьяны. В этом отношении характеристика образа Ольги Лариной, типичной романтической героини, чрезвычайно важна. Она позволяет понять, почему идеал романтизма стал ненужным новой эпохе.
Содержание
Авторская характеристика
С Ольгой читатель знакомится раньше, чем с её сестрой. Поэт представляет девушку сразу, после рассказа об исключительной, небывалой любви Ленского. «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят…» Это она, приветливое милое создание, сумела вызвать к себе небывалое чувство, которое зародилось ещё в детстве и не остыло за годы разлуки. Страсть юного поэта описана в романтическом, несколько пасторальном духе. Ольга — очаровательное дитя, растущее на лоне природы, исполненное невинной прелести. Детская дружба с ней у Ленского перерастает в любовь, в поклонение, непрерывное восхищение каждым взглядом, каждым движением и словом подруги.
Однако, перейдя от эмоций, владеющих Ленским, к описанию самой героини, Пушкин сразу снижает её образ. Во-первых, автор переключается с возвышенно-романтического на простой «онегинский» почти разговорный язык: пропадают пышные эпитеты и пасторальные сравнения («под сению смиренной», «цвела, как ландыш потаенный»). Отвлечённую лексику и традиционные поэтические образы («младых восторгов первый сон», «его цевницы первый стон») сменяет почти сухое перечисление: «Всегда скромна, всегда послушна…», «Глаза…, улыбка, локоны льняные…, движенья, голос, лёгкий стан…». Произнеся не слишком приятный приговор портрету красавицы («надоел он мне безмерно»), Александр Сергеевич переходит к описанию Татьяны, которая интересует его намного больше. Изображение любимой героини Пушкин изначально строит на противопоставлении Ольге. Таня не так красива, не умеет быть милой даже с домашними, не любит играть в куклы, не занимается рукоделием, не резвится с подругами. В общем, ей чуждо всё то, что прекрасно получается у Ольги.
Но самый жестокий приговор Ольге от Пушкина звучит позже, когда после гибели Владимира поэт рассуждает о гипотетическом будущем юноши. Рассматривая, как вариант, «обыкновенный удел» романтика, автор пишет: «В деревне счастлив и рогат //Носил бы стёганый халат…» Александр Сергеевич мимоходом даёт понять, что убеждён в неверности Оленьки, потому что она обычная и проживёт обыкновенную жизнь сельской помещицы, включая измены мужу.
Семья
Ольга — любимица семьи. Она не замкнута, не задумчива без причины, проста и понятна. У неё есть типичный альбом уездной барышни, исписанный подругами. Пушкин дважды упоминает, что именно Ольга готовит и разливает чай при гостях. Хорошенькой, улыбчивой девушкой, несомненно, гордятся родители.
Онегин и Ленский
Заглавный герой романа относится к невесте своего друга ничуть не лучше автора. При первом посещении Лариных Онегин подчёркнуто удивляется выбору поэта и довольно цинично отзывается о привлекательном личике Ольги, похожем, по его словам, на круглую, глупую луну. Онегин считает, что в лице девушки «жизни нет», то есть оно не одушевлено чувством или проблеском мысли.
Впрочем, в глубине души Ленский сам не слишком убеждён в духовном совершенстве своей подруги. За бутылкой вина он так расхваливает приятелю будущую жену: «…как похорошели //У Ольги плечи, что за грудь!» Лишь потом вспоминает о главном: «Что за душа!» Последнее достоинство, видимо, менее значимо, чем первые два пункта в списке.
Ольга не глупа, ведь жених, не томясь скукой, проводит с ней целые дни: читает вслух книги, играет в шахматы, пишет в альбом изящные элегии и рисует аллегорические картинки. Но она поверхностна и легкомысленна, настоящей глубины в ней нет. Этим и воспользовался Онегин, организуя ловушку для приятеля. Самолюбивая кокетка рада внезапному ухаживанию малознакомого человека и не замечает, что происходит с Владимиром. Это неосознанное кокетство, бездумное легкомыслие. Обидеть жениха девушка не хотела. Наивность, с которой Оленька на следующий день удивляется раннему отъезду Ленского, поражает его и укрепляет в намерении защитить это невинное дитя от развратителя. Лёгкое, бездумное отношение Ольги к своим и чужим переживаниям приводит к трагедии.
Судьба
Ольга обычная юная девушка, отличающаяся лишь стандартной красотой и добродушием. Поэтому её удел абсолютно зауряден. Брак с уланом вскоре после смерти поэта, прозаичное существование супруги офицера. Вряд ли её быт отличался необыкновенными событиями. После замужества читатель уже ничего не узнает о младшей сестре Татьяны. Пушкин как будто забывает о ней. Онегин видит убитого Ленского в мучительных видениях, Татьяна в последнем монологе упоминает мать и няню, а про милую, но пустую Ольгу не думает никто из них.
Вывод
Образ Ольги Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», бесспорно, привлекателен, обаятелен, мил. Но девушка поверхностна, душа её пуста, она не способна самобытно мыслить, испытывать глубокие впечатления, настоящие чувства. Поэтому барышня становится невольной причиной смерти молодого поэта, а её собственная жизнь не оставила никакого следа.
Характеристика образа Ольги Лариной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.