Драма «Бесприданница» была написана Александром Николаевичем Островским почти через 20 лет после «Грозы», и в новой пьесе отражено уже другое время.
Купцы, с которыми читатели и зрители встречаются в первой сцене, уже не представители «тёмного царства», а порождение нового времени. Там были жадные и жестокие самодуры типа Дикого и Кабанихи, а здесь — владельцы пароходных компаний и торговых фирм. Даже в их внешности уже виден лоск просвещённости: они одеты в европейские костюмы, а не в купеческие долгополые сюртуки и поддёвки; в них нет уже домостроевской заскорузлости и патриархального невежества.
Миллионер Кнуров читает парижские газеты и достойных собеседников находит только в Петербурге и за границей, а в своём родном городе Бряхимове чаще всего молчит. Вася Вожеватов вместо чая с утра пьёт из чайника шампанское, маскируя его под чай. Судовладелец Паратов уже охотно водит компанию с этими новыми купцами-дельцами. Их всех объединяет обладание тугими кошельками.
Но внешняя европеизация мало повлияла на их нравственность: остались разобщённость, эгоизм, потакание низменным страстям, унижение личности, обесценивание чувств. Авторитет старших и их традиции забыты, веры и совести нет… А что вместо этого? Расчёт, бессердечие, психология игрока, циничная философия «мига». Паратов так и говорит: «…жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться».
Вся характеристика образа Паратова — в его самохарактеристике: словах, рассуждениях, поступках. Автор почти ничего не сообщает о нём, но образ этого нового дельца вырисовывается очень ярко по ходу действия драмы.
Содержание
Образ Паратова
Сергей Сергеевич Паратов — богатый судовладелец, дворянин, ему больше 30 лет. О его внешности почти ничего не известно кроме того, что одет он по моде того времени. На нём чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка. Украшают Паратова большие усы. Он привык к роскошной жизни и во всём любит проявить шик: ездит на четвёрке лошадей, о его прибытии и отъезде всегда сообщают пушечные выстрелы.
Любовь к роскоши и мотовству постепенно привела его к разорению, он растратил всё своё состояние и сейчас продает последнее: пароходы, баржи, всё движимое и недвижимое имущество. Но деньги он транжирит с размахом, и сейчас пушечная пальба с баржи оповещает о его встрече, а на пристани дожидается роскошная коляска… В Бряхимов он приезжает погулять и развлечься перед женитьбой.
Характер
Несмотря на разгульную жизнь и постоянное внешнее веселье, Паратов не похож на беспечного гуляку — он холоден, насмешлив, дерзок. Он никогда ни о чем жалеет и не способен к сочувствию и сопереживанию: «Что такое «жаль», этого я не знаю…» О его безжалостности лучше всего говорят его необдуманные и рискованные поступки. Например, он стреляет в монетку, которую держит Лариса: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». И действует равнодушно, с улыбкой, ничуть не задумываясь о том, что для Ларисы эта затея может окончиться трагически. Ради куража разгоняет до предельной скорости пароход. Он умеет увлекательно говорить, а его решительные поступки привлекательны для окружающих. Против такого «героя» печоринского типа устоять трудно. Вот и Лариса Огудалова говорит о нём: «Идеал мужчины». Но такое мнение простительно для неопытной девушки. Она не понимает, что его увлечение — всего лишь на час, а об отсутствии благородства в своих поступках он никогда не задумывается.
Все четверо мужчин, находящиеся в данный момент рядом с ней, не отличаются благородством: Карандышев мечтает с её помощью потешить своё тщеславие; Вожеватов считает, что Лариса — слишком дорогое удовольствие для него, т. к. «всякому товару цена есть», и уступает её Кнурову. Сам же Кнуров уступает её Паратову. Он знает, что Паратов воспользуется неопытностью девушки и бросит её, а тогда уж он увезёт её, сломленную морально, в Париж. Так и получилось: Паратов соблазнил Ларису, натешился её любовью и тут же объявил, что обручён и что Лариса свободна. Его новая избранница — дочь владельца золотых приисков.
Таким образом, в смерти Ларисы конкретно никто не виновен, но виновны все, а Паратов — больше других, потому что только его она любила по-настоящему, а он её дважды обманул.
Паратов мстителен и злопамятен, он сам признаётся в этом: «У меня правило: никому ничего не прощать…»
Вывод
Паратов в пьесе появляется в ореоле героя, насмешливого и скептического, которому всё подвластно и всё позволено. Все преклоняются перед ним, а вернее, перед его богатством, уже несколько порастраченным, но вновь почти обретённым, и Лариса смотрит на него влюбленными глазами. В обаянии наглости ему отказать нельзя.
Уже заранее жаль его богатую невесту: что может случиться с ней, когда Паратов промотает и ее богатства?
Образ Паратова — это новый образ «героя своего времени», образ дельца, пришедшего на смену «лишним людям».
Характеристика образа Паратова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.