Павел Петрович Кирсанов, как и другие герои романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», выведены писателем для более яркого изображения главного героя — Базарова. В общении с ними его характер, убеждения и поступки становятся понятнее. Но, хотя авторская характеристика образа Павла Петровича Кирсанова дана довольно развёрнуто, это самый сложный в психологическом плане персонаж, гораздо сложнее Базарова с его прямолинейностью поступков и суждений.
Часто смысл этого романа сводится лишь к конфликту аристократов и разночинцев, «отцов» и «детей». Это слишком упрощённый взгляд.
Да, конфликт поколений — реальность и остаётся таковой до наших дней. Эта реальность существовала всегда, но она не является неизбежностью, что видно из одного только этого романа. Между братьями Кирсановыми («отцами») и Аркадием Кирсановым («детьми») никаких конфликтов поколений не существует.
В романе видны не только идеологические разногласия Павла Петровича Кирсанова и Базарова, но также их психологическая несовместимость. Это два типа людей с противоположным мировосприятием, и даже если бы между ними не было идеологических разногласий, они всё равно ненавидели бы друг друга. Им некомфортно вместе. Каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал дискомфорт при общении с каким-то определённым человеком, а это означает, что собеседник осознанно или неосознанно давил на психику. Базаров же делал это осознанно, вёл себя развязно, чего Павел Петрович не переносил в людях.
Содержание
Происхождение и воспитание
Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия.
Братья Кирсановы воспитывались в семье боевого генерала 1812 г. Это был не очень грамотный, грубоватый человек, всю жизнь отдавший военному делу. При этом он не был злым, заботился о своих сыновьях и дал им хорошее образование.
Мать была типичной генеральшей, командиршей не только в семье, но и в обществе, в основном провинциальном, где командовал её муж сначала бригадой, потом дивизией и в силу своего чина играл значительную роль. Она, как жена генерала, пользовалась своим положением.
Павел Петрович пошёл по стопам отца и стал военным — окончил Пажеский корпус, привилегированное военное учебное заведение для молодых дворян,
а затем поступил на службу в гвардию.
В светском обществе Петербурга он быстро стал своим, вёл ту же жизнь, что и другие молодые люди того времени (это подробно показал А. Пушкин на примере жизни Евгения Онегина). Имел большой успех у женщин.
Его карьера развивалась успешно, но всё изменила роковая любовь, постигшая молодого человека.
Роковая любовь
Однажды встретив на балу княгиню Р., влюбившись в неё без ума, 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради этой женщины.
Её имя — Нелли. Она замужем, но детей нет.
Характер и поведение княгини непредсказуемы. В обществе она кажется весёлой и легкомысленной, танцует и шутит, а по ночам плачет, молится, не находит покоя, мечется по комнате или сидит бледная над Псалтырью. Она то смеётся без причины, то рыдает…
В общении с ней у Павла Петровича всегда оставалась какая-то недосказанность, тяжесть, он не мог разрешить загадку этой женщины и поэтому, любя её страстно, постоянно страдал, её загадочность манила его и мучила.
Когда она уехала за границу, он отправился за нею вслед, бросив и службу, и свою карьеру. Но княгиня уже охладела к нему, от этого его страдания стали еще сильнее. Наконец произошёл полный разрыв их отношений, и Кирсанов возвратился в Петербург. Но за 10 лет отсутствия он потерял все былые связи, утратил навык светской жизни — в прежнюю колею попасть уже не смог. Он начал избегать людей. Его жизнь потеряла смысл. И тогда он отправился в своё имение Марьино.
Что это было?
Скорее всего, так проявляются чувства у людей-однолюбов. Они любят раз и на всю жизнь. Это свойство человека, не зависящее от него самого и не подлежащее осуждению.
Что же касается княгини Р., то здесь налицо какое-то психическое отклонение — эти метания, внезапные переходы от смеха к слезам и т.д. Автор пишет, что «она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству». Вот и вся загадка этой женщины, которую так стремился разгадать бедный Павел Петрович.
Внешность
В начале романа Павлу Петровичу Кирсанову около 45 лет. Он среднего роста, красив и хорош собою даже и в этом возрасте — это природное, он с детства отличался красотой.
У него уже седые волосы, коротко подстриженные, но выглядит он моложаво, на лице его нет морщин. Он всегда тщательно следит за своей внешностью: его зубы поражали белизной, руки были с длинными розовыми ногтями. Его облик отличался изяществом и породистостью, сохранённой юношеской стройностью.
В одежде он щепетилен, одет по моде своего времени, дорого, со вкусом и даже в деревне не изменял своим правилам или, как он говорил, «принсипам». В споре с Базаровым Павел Петрович объяснял свою позицию так: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…». С этим невозможно не согласиться, и ставить этот принцип в число отрицательных качеств человека нельзя. Ещё А. С. Пушкин убеждал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». А гораздо позже А. П. Чехов расширил эту формулировку, сказав: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Павел Петрович Кирсанов как нельзя лучше соответствовал этой формуле. Он следил не только за своей внешностью, но и за поведением, никогда не позволял себе развязного тона в разговоре с людьми, был учтивым и внимательным.
Характер
Павел Петрович, обладая устойчивыми жизненными принципами, ни на кого не давил и никого не призывал следовать его принципам. Он жил в имении Марьино, которым владел вместе с братом, прекрасно уживался со всеми членами семьи и не осуждал брата за то, что тот, дворянин, полюбил простую девушку, что у них есть ребёнок. К Фенечке он испытывал нежные чувства, отчасти оттого, что она была похожа на его возлюбленную, княгиню Р. Любил возиться с их сыном Митей. Помогал брату материально. Между ними никогда не было ссор или взаимных упрёков, что так часто случается между родственниками, особенно если дело касается финансовых вопросов.
Ко всему прочему, Павел Петрович был человеком практичным, с чем соглашался даже брат, хотя именно Николай Петрович в основном хозяйничал в имении.
Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возник острый конфликт, который окончился дуэлью. Формальной причиной дуэли послужило то, что Павел Петрович увидел, как Базаров тайком целует Фенечку.
На дуэли никто не погиб, а Павел Петрович отделался легким ранением.
Что же за разногласия были между Кирсановым и Базаровым?
Идейные разногласия
Павел Петрович считал себя славянофилом (славянофилы верили, что у России свой, особый путь развития, не похожий на западноевропейский), но придерживался либеральных взглядов.
Либерал Кирсанов и нигилист Базаров постоянно спорили об актуальных проблемах того времени: отношении к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.
Павел Петрович признавал, что общество несовершенно, существует много недостатков в его устроении. Базаров был того же мнения, но считал, что Кирсанов только обличает, а этого недостаточно, надо исправить общество. Главная цель нигилистов — деятельность. Но какую деятельность предлагает Базаров? Разрушить старый мир, а построением нового мира должен заняться кто-то другой: «Сперва нужно место расчистить».
Спор о русском народе. Кирсанова умиляет религиозность и патриархальность народа. Базаров за это же самое презирает мужика. Серьезные расхождения между ними и в отношении к искусству, к природе. Павел Петрович говорит о духовной жизни и необходимости культуры. Базаров же высмеивает всё то, что не имеет практического смысла («читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой глупо, наслаждаться природой — нелепо»), искусство только отвлекает человека от дела.
Чем же окончилась эта дуэль мнений?
Ничем. Победителя в ней нет. Каждый остаётся при своем мнении. В финале Тургенев показывает безжизненность идей обоих героев: Кирсанов уезжает за границу и живёт в Дрездене, не отрекаясь от своих принципов, но понимая, что в России происходит смена эпох, мировоззрений и поколений. Базаров уезжает к родителям и постепенно приходит к осознанию несостоятельности нигилистических принципов. Молодое поколение, заражённое идеями нигилизма, не способно изменить Россию к лучшему, т.к. прежде чем разрушать, надо твёрдо знать, что затем строить. Опыт предшественников игнорировать нельзя.
Вывод
Каждая новая эпоха даёт новых людей, а с ними — новые убеждения, взгляды, идеи. Но смена поколений не должна происходить революционным путём: сломать всё старое и на развалинах старого построить новый мир. Так не бывает. Вернее, бывает, в России так и произошло в 1917 г. Но это неправильный путь. Новое поколение должно брать всё лучшее от предыдущих поколений и развиваться дальше, только тогда возможно движение вперед. Образ Павла Петровича Кирсанова вносит равновесие в идеологический спор двух противников: нельзя искать истину в крайностях, она всегда посередине.
Какая идея дальше овладела бы Базаровым, если бы не смерть?
Возможно, Тургенев поэтому и не разделял нигилистических убеждений Базарова и развенчивал их, что предугадывал, к чему это может привести. Новое поколение ещё толком не выработало новых взглядов: нигилизм — переходное состояние мировоззрения героя, и он постепенно сам от него отходит.
Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.