Пьер Безухов — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


У каждого большого писателя есть литературный герой, который им особенно любим, не похож на остальные персонажи литератора и наделен чем-то совершенно необычным: или фактами биографии, или чертами характера. Именно таков Пьер Безухов — центральный персонаж романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Характеристика образа Пьера Безухова, изображаемого в начале романа, и характеристика этого же образа в его развитии различаются кардинально.

Типичный и нетипичный

Для Льва Толстого Пьер Безухов — во многом типичный положительный персонаж. Типичный в том плане, что литератор и в этом случае использует свой излюбленный приём: наделяет персонажа непривлекательной внешностью. Не является красавцем и Пьер Безухов. Он полноват, даже немного толст, неуклюж, вынужден носить очки, что во времена действия романа, мягко говоря, не добавляло человеку привлекательности. Да ещё и происхождение «прихрамывало»: был незаконнорождённым сыном богатого вельможи. Хоть и любимым, получившим после смерти отца графский титул и огромное наследство.

В романе Пьер Безухов появляется человеком, в двадцатилетнем возрасте прибывшим в Россию после десяти лет жизни за границей. И далее персонаж изображается как некогда популярный в русской литературе образ «лишнего человека», который успешно использовали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Тургенев, Гончаров, даже отчасти — Горький.

Но Лев Толстой — не тот писатель, в галерее образов которого «лишний человек» был бы органичен. Потому Пьер Безухов только на первом этапе своей трансформации в произведении пребывает в состоянии неопределённости. Он не может решить, какую карьеру ему делать — гражданскую или военную (в те времена не пребывать на гражданской или на военной службе считалось предельно зазорным для молодого дворянина), не вписывался в светское общество, совершенно не имея потенциала, чтоб быть щёголем и франтом. Стал жертвой развратной и бездушной обольстительницы Элен Курагиной, брак с которой принёс только горе и разочарования. Но именно на этом этапе своей жизни Пьер Безухов начинает выходить из состояния «лишнего человека», он прекращает «плыть по течению», начинает принимать самостоятельные решения. Предательство Долохова, его отношения с Элен и издевательства над Пьером послужили причиной вызова Безуховым Долохова на дуэль. Эта дуэль и последовавшее за ней решение Пьера расстаться с Элен, даже отдав ей в качестве отступного значительную часть своего состояния, стали важнейшими этапами в его жизни. Он обрёл способность самостоятельно принимать важные решения.

Не романтическое преображение


Судьбой своих литературных героев Лев Толстой как бы полемизирует с писателями-романтиками, для которых крайне важен момент романтического преображения героя. Классический пример такого преображения — раскаяние и исправление преступника Жана Вальжана в «Отверженных» Виктора Гюго. Он преобразился под влиянием благородного поступка епископа Мириэля, который не выдал обокравшего его Вальжана. Толстой, предоставляя читателю романа-эпопеи «Война и мир» возможность проследить за жизнью персонажей на протяжении не одного года, даёт понять, что одного, пусть и очень значительного события, недостаточно для преображения человека. И главный женский персонаж, Наташа Ростова, и главный мужской, Пьер Безухов, проходят у него через серьезнейшие испытания, и только под их воздействие обретают или раскрывают лучшие качества своих личностей.

Для Пьера таким преображением, не одномоментным романтическим, а мучительным и болезненным стал французский плен. Оказавшись в столь неприятной и опасной ситуации, Пьер поначалу утратил веру во что бы то ни было. Особенно — после того, как стал свидетелем казни. Но как раз в этот момент автор и подарил своему персонажу то, в чём персонаж так нуждался. Для Пьера это — встреча с Платоном Каратаевым. Простой солдат из крестьян, неграмотный, он поражал получившего хорошее образование аристократа Безухова своими рассуждениями о жизни. И два человека, которые по меркам описанного в романе исторического периода в жизни России «жили на разных планетах», становятся друзьями. Война и творческий замысел Льва Толстого соединили несоединимое. Не желая разлучаться с Платоном, Пьер даже отказывается от предложения французов перевести его в более комфортный барак для офицеров-военнопленных.

И сам Платон Каратаев, казалось, жил ради того месяца, ставшего спасительным для полностью разуверившегося Безухова. Ведь немолодой и нездоровый крестьянин не пережил плена.

Вывод

В романе-эпопее «Война и мир» образ Пьера Безухова — это и обобщённый образ прогрессивного русского дворянства начала XIX века, которое, пройдя через испытания 1812 года, пыталось преобразить страну в 1825 году, и литературное воплощение видения Львом Толстым наилучшего варианта жизненного пути человека. Жизненного пути, во время которого, гармония обретается не как дар, а как награда за пережитое.

Характеристика образа Пьера Безухова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.